Статус по ассоциации

Когда у человека возникает желание устанавливать контакты с другими ради достижения статуса? Это происходит в ситуации, когда статус имеет большое значение, например, в отношениях на работе, где люди стараются установить связи с теми, кто выше их по положению.

С другой стороны, когда человек обладает социально нежелательными характеристиками, которые могут вызывать негативные ассоциации, то у окружающих возникает желание отдалиться от него.

Заискивание ради получения статуса. Интерес к статусу выходит на первое место во взаимоотношениях, когда выстраивается четкая социальная иерархия. В самом деле, взаимоотношения на работе устанавливаются чаще всего в зависимости от статуса людей.

Аспирантам в университетах, посещающим профессиональные семинары, до боли знакома такая досадная тенденция собеседников: стоит пройти мимо какому-нибудь именитому ученому с табличкой на груди, и скромный аспирант оказывается в одиночестве в середине разговора.

Статус по ассоциации

Собеседник торопливо прощается, глядя не на аспиранта, а на табличку: «Извините, мне пора… А, доктор Зилштейн, я заметил ваше имя. Я прочел очень много ваших работ и считаю, что они так вдохновляют…» Когда людей в организации спрашивали про их политику, они часто говорили о том, что старались походить на влиятельных персон, чтобы продвинуться по службе.

Подобно Клайду Толсону и другим чиновникам ФБР, всегда отвечавшим «да» Дж. Эдгару Гуверу, люди в организациях как правило, соглашаются со своими начальниками, в надежде заслужить благосклонность шефа.

Желание устанавливать дружеские отношения с людьми более высокого ранга особенно ярко проявляется в культурах с высокой ориентацией на статус, например в Японии.

В одном исследовании работники офиса в американской организации и служащие японской фирмы оценивали других работников офиса и указывали степень своей симпатии к ним. Американцы выше ценили служащих такого же уровня, как они сами, а японцам больше всего нравились сотрудники с более высоким статусом.

Интересно
Маккарти Джозеф (1908—1957) — сенатор республиканец от штата Висконсин (1947—1957), председатель сенатской комиссии Конгресса США по вопросам антиамериканской деятельности. Развернул кампанию преследования лиц, подозреваемых в коммунистических убеждениях. Его излюбленным приемом было установление «вины по ассоциации».

Стремление избавиться от негативных ассоциаций. Обратная сторона медали — это стремление людей разорвать социальные связи, которые бы мог ли плохо отразиться на них самих. Например, студенты в одном эксперименте заполнили «шкалу гнева и враждебности Джонсона».

Затем студен там сообщили, будто их результаты показывали, что они представляют тип человека, проявляющего «тенденцию к враждебности и подавляющего гнев», но, как правило, не осознающего эти тенденции».

Другие участники заполнили «шкалу не честности Джонсона», и им внушили, что у них высок уровень «подавленной нечестности». После этого испытуемые увидели личностную анкету другого студента и прочли заметку о нем.

В заметке этот другой человек признавался, что он или вел себя жестоко с маленьким племянником или украл деньги из шкафчика в спортивном зале. В заключение студенты оценивали себя по тому же самому личностному опроснику.

Студенты, чувствовавшие, что обороняются от своей «подавленной враждебности», пытались отстраниться от злого человека, оценивая самих себя как очень непохожих. С другой стороны, студенты, настороженно относившиеся к своей собственной «подавлен ной нечестности», старались отдалиться от вора.

Мужчины, студенты послед него курса, в еще одном исследовании пытались отдалиться от мужчины, похожего на них, поддерживавшего дружбу с гомосексуалистом. В каком-то смысле этот феномен отдаления противоположен «купанию в лучах славы» (стремление человека вызвать ассоциацию с успешными людьми). С. Р. Снайдер, Мэриан Лассегард и Кэрол Форд исследовали феномен отдаления в малых группах студентов, которых они отобрали в «синюю команду».

Участники эксперимента должны были вместе работать над решением интеллектуальных задач. Студентам сообщали, на пример, что их команда потерпела неудачу (набрала количество очков, составляющих менее 70% для своего возраста) или, наоборот, достигла успеха и одержала блестящую победу (набрала свыше 90% очков для своего возраста).


После выполнения задания студентам говорили: «У двери есть коробка со значками команды, вы можете взять и надеть значок, если хотите». По сравнению со студентами, не получившими информации, те, кому сказали, что их группа потерпела неудачу, гораздо реже брали значок (рис. 7.6).

Статус по ассоциации

Управляют своими ассоциациями, чтобы сохранить постоянные и предпочтительно благоприятные образы самих себя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)