Стадии социализации личности

Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и пространстве. Он имеет определенную стадиальность, обусловленную соотношением анатомо-физиологического и психического
развития человека, спецификой социальной ситуации в разные периоды жизни.

В истории психологии существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Психоаналитическая концепция связывает эти стадии с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов. 3. Фрейд считал, что основные личностные характеристики формируются в первые пять лет жиз­ни ребенка на первичной стадии социализации, которая подразделена на оральную, анальную, фаллическую. В такой позиции роль бессознательного в социализации личности неоправданно абсолютизируется. Действительно, решающее значение на этой стадии имеют овладение ребенком социальными ролями в ходе игровой деятельности, процессы самоидентификации, возникающая система ожиданий и характер их удовлетворения, требования со стороны родителей, практика их обращения с ребенком.

Следующая стадия социализации — маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) — это социализация подростка. Данный переходный возраст (от детства к взрослости) связан главным образом с самоутверждением личности, ее групповой идентичностью. Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенным статусом и выполнением широкого спектра социальных, межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствие выхода человека на пенсию. В это время личность, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказалась, дезадаптируется. Негативные эмоциональные переживания могут быть вызваны утратой близких людей, смысла жизни, необратимым старением организма, чувством одиночества и ненужности. Но такие переживания могут компенсироваться обретением новых смыслов жизни, нахождением своей полезности.

Социологический подход основное значение в процессе социализации придает усвоению человеком репертуаров социальных ролей, завоеванию положения в определенной социальной общности, овладению ценностями, нормами, культурой общества.

В отечественной социальной психологии делается акцент на то, что социализация осуществляется прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому именно отношение к трудовой деятельности положено в основу выделения трех основных стадий социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности и разделяется на два относительно самостоятельных этапа:

  • ранняя социализация, длящаяся от рождения до поступления в школу;
  • стадия обучения, включающая, по словам Г.М. Андреевой, весь период юности в широком смысле этого термина. К этому общепризнанного этапу относится прежде всего время обучения в школе. Относительно обучения в техникумах и вузах существуют различные точки зрения. Если строго придерживаться критерия выделения стадий — отношение к трудовой деятельности, то периоды любого профессионального обучения должны быть отнесены именно к данной стадии. Вместе с тем различия в обучении в средней школе и профессиональных образовательных системах (среднего и высшего уровней) столь велики (например, соединение обучения с трудом в последних), что анализ их по единой схеме вызывает затруднения. В настоящее время в литературе этот вопрос решается двояко, хотя актуальность и значимость процесса социализации студенчества признается всеми исследователями.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека и включает в себя все время его трудовой деятельности. Большинство исследователей поддерживают мысль о том, что социализация продолжается в период трудовой деятельности, а не заканчивается с завершением образования. Признание ведущего значения трудовой деятельности для развития личности придает особое значение трудовой стадии социализации. Именно в этот период реализуется важнейший аспект социализации — воспроизведение социального опыта, его творческое преломление и применение.

Выделение послетрудовой стадии вызывает оживленные дискуссии в современной науке. Внимание к этой проблеме обусловлено тем, что в ходе исторического развития общества увеличивается продолжительность жизни людей, что приводит к увеличению удельного веса пожилых людей в структуре народонаселения. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал лиц, составляющих социальную группу пенсионеров. Существуют две полярные точки зрения на проблему социализации в пожилом возрасте.

Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период свертываются и никакого усвоения социального опыта или даже его воспроизводства, по их мнению, не происходит. Крайняя позиция этой точки зрения заключается в понятии «десоциализации», наступающей после завершения процесса социализации.

Представители противоположной точки зрения предлагают иной подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Так, по утверждению Б.Г. Ананьева, социализация осуществляется до конца жизни индивида. Об этом свидетельствуют результаты эмпирических исследований сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста. Пожилой возраст рассматривается как вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Широко известны пенсионеры — наставники молодежи, народные художники, писатели, артисты, изобретатели и т.д. Люди пожилого возраста адаптируются к новым условиям жизни, включаются в новые для себя социальные институты: советы ветеранов, домкомы и т.д.

Продолжение социализации в пожилом возрасте отмечается и в концепции Э. Эриксона, выделявшего восемь стадий развития личности, на каждой из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, связанное с соответствующими видами деятельности. Важнейшим в этой концепции является понятие психосоциальной идентичности, которое определяется как устойчивый образ «Я» человека, субъективное понятие о себе как индивидууме. Образ «Я» и соответствующие способы поведения личности вырабатываются в течение жизни личности и являются условием ее психического здоровья, а психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия. Лишь в последнем из возрастов периодизации Э. Эриксона — «зрелости» (период после 65 лет) — человек может обрести мудрость, что соответствует окончательному становлению его идентичности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)