Средние и мелкие предприниматели

Средний и малый бизнес в 1990-х гг. находился в тяжелейшем положении, хотя для его роста в России имелись все условия.

В советские годы работавшие на людей производства развивались слабо, сфера обслуживания и того хуже, поэтому поле для предпринимательства было безграничным. В самом начале число владельцев небольших частных предприятий стремительно росло.

Интересно
В 1992 г., во-первых, легализовались хозяева «фирм», возникших в перестройку благодаря законам об ИТД и о кооперации, во-вторых, в ходе «малой приватизации» в частные руки перешли мелкие госпредприятия сферы обслуживания и торговли, в-третьих, отрылось множество новых.

К лету 1992 г. было зарегистрировано 350 тыс. товариществ, 80 тыс. АО, 5 тыс. коммерческих банков, 8 тыс. СП. Люди попали в атмосферу беззакония, где развитие здоровой инициативы было невозможным.

Но безработица «толкала» их в предпринимательство. Многие занялись торгово-посреднической деятельностью. Возникли организации-посредники, «жившие» тем, что «накручивали цены» на этапах движения товара от производителя к потребителю.

Сложилась огромная группа торговцев. Отношение к ним в обществе резко изменилось по сравнению с советским временем. Тогда они «сидели на дефиците» и были «глубокоуважаемыми людьми». А теперь стали рядовыми гражданами, зависимыми от покупателя.

Особую группу среди них составили «челноки», возившие ширпотреб из-за границы. В них переквалифицировались лица самых разных профессий, в основном – женщины. К середине 1990-х гг. челночным бизнесом и его обслуживанием занимались 20–30 млн. чел.

Эта дикая торговля обогатила ловкачей. Многим дала опыт для предпринимательства в других сферах.

Десятки миллионов россиян выжили благодаря ей. Но для будущего России ее цена была слишком высока.

Уход квалифицированных людей из высокотехнологичных производств, культуры и науки в полукриминальную сферу «продавать бананы» нанес удар по отечественным кадрам и создал тяжелый психологический навес над реформами – смена престижной работы на изматывающий физический труд не могла не угнетать.

Средние и мелкие предприниматели составляли дисперсную группу.

Вверху их иерархии оказались те, кто обслуживал богатых: они стали не только состоятельными, но и известными людьми. Внизу находились мелкие уличные торговцы, водители частники, «собственники», фактически являвшиеся пролетариями бизнеса. Их насчитывалось 10–12 млн. чел

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)