Специфика научной деятельности и классификация наук

Человек издавна стремился познать окружающий его мир и собирал соответствующую информацию. Со временем у него появилась идея овладеть силами природы, а также усовершенствовать саму природу человека.

Интересно
Развитие письменности у древних народов позволило накапливать и передавать следующим поколениям знания о природе, человеке и обществе. Полученные знания осмысливались, что привело к возникновению зачатков математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы древних Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины стали основным занятием.

Наука в современном понимании начала складываться в XVI– XVII веках. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука постепенно превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы жизни людей. Объём научной информации постоянно увеличивался. Росло количество учёных и сделанных ими научных открытий.

В своём развитии научная деятельность прошла разные периоды, характеризующиеся изменением её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм организации. Однако при этом учёных всегда объединяло одно – стремление к получению нового знания. Сегодня мы говорим о науке как о сфере человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация. Целью научного исследования является осознанное получение нового знания при соблюдении принципов научности и легитимности для научного сообщества.

Проблема научности познания представляется одной из самых важных. Поначалу учёные считали, что в основе исследований, независимо от отрасли науки, должны лежать универсальные принципы. Однако в итоге так и не удалось выработать эталон, который устраивал бы всех. Поэтому в XXI веке большинство исследователей признаёт многовариантность познавательной деятельности, методологический плюрализм и наличие разных критериев научности.

В то же время общепризнанной является логическая схема исследования как познавательной деятельности: познавательный интерес – объект – критика существующего знания – проблема – системный анализ объекта – предмет – цель – задачи – средства (инструментарий) – действия – результат.

Для того чтобы соответствовать критериям научности, исследование должно быть рациональным, упорядоченным, что предполагает наличие в каждой отрасли знания совокупности определённых правил и норм, которым следует учёный. Очень важной для научной деятельности является легитимизация нового знания, что означает признание полученных результатов научным сообществом. Поэтому особое значение придаётся достоверности познавательной деятельности и доказательности сделанных выводов и обобщений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)