Специализированные органы прокуратуры

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.

Административно-территориальный принцип построения федеральных структур власти не срабатывает как универсальный, не выполняет своей организующей роли в ряде специфических сфер деятельности государства.

Исторически сложились и функционируют специализированные прокуратуры: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях ‑ ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры войсковых частей), которые осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

Специализированные природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы выполняют задачи и функции прокуратуры наряду с территориальными. При этом общие принципы организации и деятельности прокуратуры распространяются на них в полной мере.

Функционирование специализированных прокуратур является одной из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений. С их помощью решаются задачи обеспечения законности, которые территориальными прокуратурами не могут быть решены должным образом.

Специализированные прокуратуры не подменяют деятельность территориальных прокуратур как основного элемента прокурорской системы, но существенно их дополняют.

Организация и деятельность различных типов специализированных прокуратур имеют специфику, обусловленную особенностями организационных, правовых и иных отношений в соответствующих сферах.

Интересно
Создание военных, транспортных и природоохранных прокуратур объективно обусловлено необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать производственным, когда базисные правоотношения, а также реализующие их хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и действуют преимущественно на иных организационных принципах («линейный» принцип организации управления железными дорогами; принцип «порта приписки» на морском и речном транспорте; внетерриториальные принципы формирования Вооруженных Сил РФ).

Экологические правонарушения и их последствия развиваются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических закономерностей.

Так, залповый выброс токсичных веществ предприятием, расположенным на значительном удалении от места проявления его вредных последствий, зачастую проявляется на «безвинно» пострадавшей территории в результате действия экологических законов, например: «роза ветров», когда в результате аварии на Чернобыльской АЭС пострадали не только регионы Украины, но и в значительной мере ряд областей России и Белоруссии; отравление ценных пород рыб в реках бассейна Каспийского моря из-за сброса неочищенных стоков в их верховьях.

Организация специализированных прокуратур должна отвечать требованиям системного подхода. Все они – элементы единой системы органов прокуратуры. Соответственно на каждую из них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры.

Органы управления и хозяйствования на железнодорожном транспорте являются федеральными, организуются и функционируют по линейному принципу, централизованно, подчиняются только вышестоящей организации и МПС России. Эти органы дислоцированы в местах (городах), которые выбираются МПС России из соображений оптимизации такого управления.

Таким же образом МВД России организует систему своих структур на транспорте для выполнения всего комплекса работ, относящихся к его ведению. Систему органов МВД России на железнодорожном транспорте образуют дорожные (по всей определенной дороге) управления внутренних дел, линейные отделения милиции.

Преступники, посягающие на охраняемые законом общественные отношения (собственности, технической безопасности, общественный порядок, жизнь и здоровье граждан), действуют внетерриториально, а нередко с использованием разобщенности между линейными структурами, транспортными и территориальными органами обеспечения безопасности и порядка. Многие хищения, повреждения, порча грузов совершаются в одном регионе, а обнаруживаются в значительном удалении от него. Нарушения правил технической эксплуатации транспорта могут быть допущены в одном регионе, а последствия (авария, крушение) проявляются в другом. Терроризм, связанный с захватом заложников, взрывами, уничтожением транспортных средств, организуется и подготавливается нередко в месте отправления авиатехнических средств, а дальнейшие преступные действия осуществляются в иных регионах.

Путем только координации действий между территориальными органами прокуратуры различных регионов весьма затруднительно обеспечить оперативные слаженные действия по надзору за законностью при раскрытии и расследовании таких преступлений.

Об этом, в частности, свидетельствует анализ практики организации работы правоохранительных органов по борьбе с хищениями грузов в период после упразднения системы транспортных прокуратур в 1960 году. Уже вскоре после этого транспортные прокуратуры на правах районных были воссозданы в         Хабаровске, Ленинграде, Одессе (1961 год), а затем система транспортных прокуратур по всей вертикали с централизованным подчинением Генеральной прокуратуре РФ была восстановлена в соответствии с потребностями и закономерностями, названными ранее.

Происходящие в стране изменения отношений собственности и в организации управления транспортными организациями вносят существенные изменения в их деятельность, хотя и не отменяют базовых принципов их функционирования.

Транспортные прокуроры действуют в настоящее время на правах прокуроров городов и районов и осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

В ведение транспортных прокуратур входит расследование дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками транспортных объектов, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

Вооруженные Силы РФ строятся не по административно-территориальному принципу, поэтому территориальные прокуратуры не могут заменить подсистему военной прокуратуры.

Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура (ГВП), которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.

Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную прокуратуру; военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации; Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Все перечисленные органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств.

Прокуратура ЗАТО является специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции.

Интересно
Структура оборонного промышленного комплекса в силу его общефедерального характера не соответствует административно-территориальному делению страны, что предопределяет необходимость создания и функционирования соответствующих специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре.

При организации прокуратур на особо режимных объектах и в ЗАТО учитывается также, что управление оборонным комплексом и обслуживающими его структурами ФСБ, МВД, воинских частей строится по принципам, не совпадающим с принципом административно-территориального деления. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняется прокурору соответствующего субъекта Федерации, на территории которого дислоцирован.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ названные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств.

Специализированные прокуратуры расследуют все преступления, совершенные на особо важных и особо режимных объектах и за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью этих объектов, а также преступления, совершенные военными строителями и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.

Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.

Перечень объектов, поднадзорных Волжской природоохранной прокуратуре, определяется Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами республик и областей. В состав Волжской природоохранной прокуратуры, действующей на правах областной, входит 15 межрайонных прокуратур, которые осуществляют: надзор за исполнением законов на территории всего Волжского бассейна; расследование преступлений, совершенных на объектах, отнесенных к их ведению; иные функции прокуратуры.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Федерации. На них возложен надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы в соответствии со ст.32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Надлежащее взаимодействие системы специализированных и территориальных прокуратур – условие их успешной деятельности по обеспечению законности.

Развитие и совершенствование принципа централизации прокуратуры возможно путем передачи Генеральной прокуратурой РФ части ее организационных, управленческих полномочий нижестоящим подразделениям.

Специализированные прокуратуры в сравнении с территориальными более гарантированы от местных влияний, обеспечивают более тесное взаимодействие со специализированными контролирующими органами, целенаправленную деятельность по обеспечению законности в соответствующих сферах правовых отношений, более высокую специализацию прокурорских работников и результативность их работы.

Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)