Создание условий для осуществления инвестиционной деятельности

Создание условий для осуществления инвестиционной деятельности осуществляется  посредством принятия уполномоченными органами исполнительной власти административно- и финансово-правовых мер стимулирования и обязывания, обеспечивающих возникновение, осуществление и защиту гражданских и иных прав инвесторов. К ним, в частности, относятся:

1) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти  – Федеральной налоговой службы (ФНС), осуществляемые посредством внесения в государственные реестры  (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении  физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами  деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах  и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей”.

Значение такого властного действия заключается в том, что со дня внесения соответствующей записи (государственной регистрации) юридическое лицо считается созданным (пункт 8 статьи  51 ГК РФ) и обладающим правоспособностью (пункт 3 статьи 49 ГК РФ), а гражданин вправе  заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (пункт 1 статьи 23 ГК РФ),  что позволяет всем им осуществлять инвестиционную деятельность;

2) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним –  юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Она проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии – в соответствии с Федеральным законом от  21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и  является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое  имущество, которое может выступать в качестве инвестиции или объекта инвестиционной  деятельности.

29 января 2009 г. ООО “Спецмашстрой” обратилось в Арбитражный суд  Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа УФРС по Самарской
области в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 10 августа 2005 г. N 14 и об обязании ее осуществить регистрацию указанного договора.

Отказ со стороны УФРС по Самарской  области был мотивирован невозможностью совершения этого регистрационного действия в связи с  отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный  участок в ЕГРП и несоответствием договора аренды требованиям статьи 20 ЗК РФ,  запрещающей гражданам или юридическим лицам, обладающим земельными участками на праве  постоянного бессрочного пользования, распоряжаться ими, в том числе сдавать в аренду.

Арбитражные суды трех инстанций признали отказ в регистрации договора  аренды незаконным. Однако с ними не согласился Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального  закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним” права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации перехода данного права, возникших впоследствии ограничений (обременений) права или  совершенной сделки с объектом недвижимого имущества.

Таким образом, с учетом того, что спорный  земельный участок является разграниченным, распоряжение им без предварительной регистрации права  федеральной собственности является недопустимым;

3) государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, а также отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или  представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, осуществляемые  на основании статей 20 и 25 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке  ценных бумаг”. Без выполнения данных требований размещение эмиссионных ценных бумаг, т.е. их
отчуждение первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, а также их дальнейшее обращение, влекущее переход прав собственности на такие ценные бумаги, по общему правилу не допускается;

4) регистрация правил доверительного управления паевым инвестиционным  фондом и изменений и дополнений в них, осуществляемая Банком России (статья 19 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”).

Проведение  данной процедуры является условием для заключения управляющей компанией договора доверительного  управления паевым инвестиционным фондом. Изменения и дополнения в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом вступают в силу также при условии их регистрации;

5) государственная регистрация результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц,  товаров, работ, услуг и предприятий (пункт 1 статьи 1232 ГК РФ), а равно государственная регистрация  распоряжения и перехода исключительного права без договора, предоставления права использования на  такие результаты или средства (пункт 2 статьи 1232 ГК РФ);

6) лицензирование отдельных видов деятельности -деятельность лицензирующих  органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия  лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными  законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению  действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий,  формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном  порядке информации по вопросам лицензирования.

Основное значение такой процедуры заключается в  том, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом,  предусматривающими в том числе вложение инвестиций, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (пункты 1 и 3 статьи 49  ГК РФ).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных  видов деятельности, регулируются многими федеральными законами, среди них:

– Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов  деятельности”;

– Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”;

– Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”;

– Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ);

– Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации  страхового дела в Российской Федерации” и др.;

7) предоставление участка недр в пользование и выдача лицензии (специального государственного разрешения), удостоверяющей право проведения работ по  геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов  горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не  связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Основания  возникновения права пользования участками недр, содержание и порядок выдачи лицензии, а также иные вопросы, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и  охраной недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах” (в редакции Федерального закона от 3  марта 1995 г. N 27-ФЗ);

8) предварительное согласование и уведомление о совершении сделок,  предусматривающих в том числе вложение инвестиций, которые осуществляются на основании Федерального  закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке  России)” (статья 61), Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (статьи  27 – 31), Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных  инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны  страны и безопасности государства” (часть 3 статьи 2, статья 4) и иных федеральных законов.

В случае несоблюдения данного требования такие сделки, к примеру, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа – Федеральной антимонопольной службы, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (статья 34 Федерального закона от 26 июля 2006  г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”), или считаются ничтожными (часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”);

9) принятие иных антимонопольных мер. В соответствии с частью 1 статьи 23  Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” Федеральная антимонопольная служба:

– возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного  законодательства;

– выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

– привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

– обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

– проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства;

– получает от физических и юридических лиц, органов власти необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;

– осуществляет иные предусмотренные Федеральным законом от 26 июля 2006  г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

Разъясняя вопросы, возникающие в связи с применением антимонопольного  законодательства, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что согласно  пункту 2 статьи 11 ГК РФ и главе 9 Федерального закона “О защите конкуренции” защита  гражданских прав в случаях, установленных законом, может осуществляться в административном порядке.

Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями,  перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Федерального закона “О защите конкуренции”, вправе, в  частности, включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение  которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции  или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме;

10) предоставление финансовых, имущественных, информационных,  консультационных и иных мер государственной и муниципальной поддержки, в частности:

– субсидий – бюджетных средств, предоставляемых инвесторам на безвозмездной и  безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статьи 78 и 78.1 БК РФ);

– государственных и муниципальных гарантий, обеспечивающих  надлежащее исполнение инвестором его обязательства перед бенефициаром (основного  обязательства), а также возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера (статьи 115 – 117 БК РФ).

Это такой вид долгового обязательства, в силу которого  Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (гарант)  обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить  лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию  определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом)  его обязательств перед бенефициаром;

залога государственного или муниципального имущества – способа  обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником-инвестором – своего обязательства получить удовлетворение  за счет заложенного государственного или муниципального имущества преимущественно перед  другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом;

– отсрочки или рассрочки по уплате налога, которые заключаются в изменении  срока уплаты налога при наличии предусмотренных оснований на срок, не превышающий один  год, соответственно с
единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности (статьи 61 – 64.1 НК РФ);

– инвестиционного налогового кредита, представляющего собой такое  изменение срока уплаты налога на прибыль организации, регионального или местного налога, при котором  инвестору при наличии предусмотренных оснований предоставляется возможность в течение  определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (статьи 66 – 68 НК РФ);

– государственного или муниципального имущества, в том числе земельных  участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов,
установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, передаваемых во владение и (или) в  пользование на безвозмездной основе или на льготных условиях;

– создания и обеспечения деятельности некоммерческих
организаций, оказывающих информационные и консультационные услуги.

Заместитель прокурора Калининградской области обратился в Арбитражный суд  Калининградской области с иском к администрации муниципального образования “Черняховский  городской округ” и ООО “Коммунальные системы” о применении последствий недействительности  ничтожного инвестиционного договора от 27 июля 2006 г. N 243 путем обязания общества возвратить администрации муниципального образования недвижимое имущество – площадку мини-рынка с ограждением.

Согласно условиям такого договора его предметом являлась реализация инвестиционного  проекта нового строительства (реконструкции) вышеназванного мини-рынка с объемом инвестиций в 2,5 млн. руб.,  которые должны быть вложены инвестором за счет собственных и (или) привлеченных средств.

По мнению заместителя прокурора, на основании статьи 217 ГК РФ  имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть  передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц лишь в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального  имущества”, который не предусматривает такой способ приватизации, как совместная деятельность,  в результате которой у юридического лица возникает право общей долевой собственности на  муниципальное недвижимое имущество.

Кроме того, инвестиционный договор от 27 июля 2006 г. N 243 в  нарушение пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ “Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” был заключен  без проведения конкурса, без разработки инвестиционного проекта, его публичного  обсуждения, без проведения экспертизы, и в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожной сделкой, нарушающей  права других субъектов инвестиционной деятельности.

Однако арбитражные суды трех инстанций в удовлетворении иска отказали,  отметив, что согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ “Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”  регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в  форме капитальных вложений, может выполняться с использованием иных форм и  методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другими словами, перечень форм и  методов регулирования инвестиционной деятельности, указанный в названной норме права, не  является исчерпывающим.

Поскольку инвестиционный проект, предусмотренный оспариваемым  договором, в процессе его исполнения был реализован, а построенный объект принят в эксплуатацию, то  отсутствие экспертизы инвестиционного проекта не может быть признано основанием для признания  сделки недействительной ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих, что в результате был создан  объект, использование которого нарушает права физических и юридических лиц или интересы  государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и  правил) или нарушает экологические требования.

Не имеется в деле и доказательств, подтверждающих неэффективность реализованного проекта. Вместе с тем низкая эффективность инвестиционной  деятельности сама по себе не может рассматриваться достаточным основанием для признания инвестиционной  сделки ничтожной;

11) создание особых экономических зон, осуществляемое на
основании постановления Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”);

12) государственный (муниципальный) контроль (надзор) – деятельность  уполномоченных органов власти (федеральных органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления),  направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и  иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными
представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, посредством:

– организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей;

– принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность  указанных уполномоченных органов власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных  требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при  осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

К мероприятиям по контролю относятся действия должностного лица или  должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и  привлекаемых в случае необходимости в установленном законом порядке к проведению проверок  экспертов, экспертных
организаций:

– по рассмотрению документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности  территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов,  транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов;

– по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов  производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных  участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря,  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных  средств в процессе их эксплуатации;

– по проведению экспертиз и расследований,
направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с  фактами причинения вреда.

Отношения в области организации и осуществления государственного  (муниципального) контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г.  N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и многими другими федеральными законами,  в частности:

– БК РФ;

– ГрК РФ;

– НК РФ;

– Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” ;

– Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”;

– Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”;

– Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”;

– Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в  Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”  и др.;

13) применение мер административной ответственности за совершение административного правонарушения. Перечень видов административных наказаний и правил их применения, составы административных правонарушений за несоблюдение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний определяются КоАП РФ.

Разъясняя вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в силу  которой юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него  меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения  осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии у него возможности для соблюдения соответствующих правил  и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на  основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Рассматривая  дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие  или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку  установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

В отличие от физических лиц формы вины юридических лиц КоАП РФ не  выделяются (статья 2.2 КоАП РФ). Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях  Особенной части КоАП РФ
возможность привлечения к административной ответственности за  административное правонарушение
ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц  требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства,  указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не  подлежат.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)