Создание кластеров производства автомобилей и их компонентов

Рассмотрим динамику формирования инвестиционного климата на примере Калужской области. Для начала определим характеристики территории как социально-экономической системы:

– открытость, позволяющая обмениваться с внешней средой информационными материалами, финансовыми, миграционными и другими потоками;

– сложность, определяемая многими подсистемами, входящими в общую систему;

– двойственность: регион является объектом (по отношению к федеральному уровню) и субъектом (по отношению к соответствующим элементам нижестоящего уровня) управления;

– активность, проявляющаяся в способности властей к разработке и реализации соответствующей политики;

– неоднородность, проявляющаяся в разных уровнях развития, занятости, доходов населения и т.п. по районам области;

– целенаправленность: управление должно быть направлено на достижение устойчивого развития территории (в том числе управление инвестиционным и инновационным развитием).

Инвестиционная привлекательность регионов представляет собой совокупность многих объективных признаков, возможностей, средств и ограничений, обусловливающих возможность привлечения инвестиций в основной капитал региона.

Интегральный (суммарный) инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические показатели региона, такие как состояние и насыщенность территории производством товаров и услуг, кадровый потенциал региона, потребительский спрос населения, развитие рыночной инфраструктуры, развитие средств связи и телекоммуникаций, состояние и протяженность транспортных сетей, состояние объектов вложения инвестиций и др.

Мировой и отечественный опыт показывает, что индустриальный парк – самый понятный и привлекательный для инвесторов механизм развития инвестиционных проектов. Представленные классификации позволяют осмыслить практические подходы при формировании первого в регионе кластера производства автомобилей и автомобильных компонентов. Подходы использованы в дальнейшем в качестве алгоритма кластерной политики.

Таблица. Классификация моделей кластеров РФ

Таблица. Меры государственной и муниципальной поддержки кластеров различных типов

Таблица. Методы государственного регулирования иностранных инвестиций

В условиях рыночной экономики территориальные образования конкурируют между собой. Территории ведут борьбу за привлечение инвестиций, создание новых рабочих мести, в конечном итоге, за повышение уровня жизни населения и перспективы развития.

За последние годы в экономику Калужской области было вложено более 250 млрд. рублей инвестиций (более 7 млрд. долларов США), в том числе иностранных – 4,5 млрд. долларов.

Это результат скоординированной работы всей команды региональной власти. Россия – стратегический рынок для большинства мировых автомобильных концернов. В Калужскую область был привлечен концерн Volkswagen., который инвестировал в российский проект 774 млн. евро.

Немецкий производитель рассматривал несколько российских регионов и в результате выбрал Калужскую область. Его привлекли региональные индустриальные парки. Это продукт, предельно понятный для инвестора, которому важно наличие не только земельного участка, но и всей необходимой инженерной, транспортной, логистической инфраструктуры.

На территории одного из крупнейших индустриальных парков – «Грабцево» – построил свой завод «Фольксваген Груп Рус». Область предложила инвестору площадку в непосредственной близости от калужской кольцевой автодороги, со всей необходимой инфраструктурой, включая железнодорожный терминал и организацию таможенного контроля непосредственно на территории завода.

Это позволило компании Volkswagen оптимизировать расходы на доставку грузов и комплектующих. В Калужской области оптимальные для себя условия нашли и другие мировые бренды – PCA Peugeot Citroen, Mitsubishi, Volvo Truck и Renault Track. В экономику Калужской области пришли крупнейшие мировые производители автомобилей.

Теперь для области важной задачей является локализация. Существуют показатели локализации, которые необходимо достичь по итогам определенного временного периода. По мере наращивания производства автомобильных компаний в области растет и число поставщиков.

В регионе для крупных поставщиков риски при начале нового бизнеса минимальны. Пришедшие компании хотят получить и получают гарантированный объем заказов для того, чтобы правильно рассчитать инвестиции, ведь никто не готов рисковать деньгами.

У поставщиков уже существуют договорные отношения с производителями. Например, Magna, Benteler, Visteon, Lear, Gestamp, Yapp, HP Pelzer, Scherdel и Faurecia работают для Volkswagen. Они пришли в регион, во многом именно потому, что здесь есть и другие крупные клиенты, заинтересованные в локализации сборки. Это Peugeot Citroen, Mitsubishi и Volvo. Если бы не было конкретных заказов, эти компании вряд ли разместили бы свои производства: слишком велики риски.

Для производителей автокомпонентов сегодня предлагается уникальный продукт – «А-Парк», расположенный в индустриальном парке «Грабцево». Его помещения строятся с адаптацией под запросы конкретного инвестора и в дальнейшем сдаются в аренду.

Таким образом, бизнесмен приходит на готовые площади и начинает работать. Этот проект вызывает большой интерес у производителей автокомпонентов. Здесь уже работают компании Visteon и Benteler. Другой проект – «Б-Парк». Это уже построенные браунфилды, которые проходят необходимую модернизацию исходя из запросов инвестора. Редевелопмент этих помещений осуществляет калужская группа «Эликор».

Компания Scherdel не только создала свое предприятие, но и размещает заказы по производству комплектующих для своей продукции в компании «Эликор». Это послужило стимулом для внедрения новых технологий и закупки нового оборудования руководством калужского предприятия.

Область заинтересована в подобной кооперации между иностранными и калужскими компаниями. Сегодня все больше ощущается интеграция в калужский автокластер московского завода «Автофрамос» (Renault). Короткое логистическое плечо до Москвы создает дополнительные возможности для поставщиков, размещающих бизнес в Калужской области. Автомобильный бизнес как никакой другой связан с новыми технологиями и инженерными разработками.

Область поддерживает инновационные процессы. Совместно с федеральными властями и государственной корпорацией «Роснано» оказывается поддержка инновационным и наукоемким производствам, создаются условия для развития R&D центров. Оказывается содействие созданию совместных предприятий иностранных и калужских компаний.

Для решения всех этих вопросов создана система институтов развития. ОАО «Корпорация развития Калужской области» (КРКО), которая занимается техническим сопровождением инвестиционных проектов, созданием и управлением инженерной инфраструктуры в индустриальных парках. КРКО обеспечивает развитие инфраструктуры исходя из прогноза мощностей, которые будут потребляться предприятиями инвесторов.

Основным партнером Калужской области в финансировании инфраструктурных проектов выступает Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Корпорация и Внешэкономбанк заключили соглашение о финансировании проекта «Развитие инфраструктуры индустриальных парков Калужской области: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов».

В рамках этого проекта в настоящее время в индустриальном парке «Грабцево» завершается оснащение необходимой инженерной инфраструктурой площадки для парка поставщиков.

Основной инструмент и единый оператор реализации транспортно-логистических проектов на территории области – ООО «Индустриальная логистика». Оператор является тем звеном, которое помогает оптимизировать расходы инвестора на организацию цепи поставок комплектующих и грузов на калужский завод, а также решает вопросы реконструкции и создания новой транспортно-логистической инфраструктуры.

Индустриальная логистика обеспечивает взаимодействие с федеральной таможенной службой, с РЖД, привлекает на территорию Калужской области надежных логистических операторов, которые, в свою очередь, оказывают качественные транспортно-логистические услуги заводам-производителям.

Создание индустриальных парков – это эффективный механизм привлечения инвестиций. Как показал опыт, такой путь индустриального развития является довольно гибким во многом потому, что механизм формирования парков и их управления сосредоточен в руках руководства региона.

Компания, заинтересованная в строительстве завода на территории калужского региона, может выбрать участок, максимально удовлетворяющий ее требованиям. Сейчас существует шесть государственных индустриальных парков и один частный – «И-парк Лемкон». Проект реализует финская корпорация «Лемминкяйнен» (Lemminka..inen).

В индустриальных парках размещаются предприятия различной отраслевой направленности: Magna, Samsung, Nestle, L’Oreal, General Electric, а также многие другие компании. Общая площадь государственных индустриальных парков – около 2,5 тысячи га, из которых уже, несколько тысячи гектаров отдано под инвестиционные проекты.

Наличие подготовленных площадок и опережающее развитие логистической и инженерной инфраструктуры помогают реализовать инвестпроект в запланированные сроки, порой даже быстрее, чем планировалось.

Калужская область предлагает инвестору понятную и достаточно гибкую линейку продуктов. Не менее важным фактором является наличие сильной профессиональной команды. Поэтому еще в начале пути были созданы институты развития, каждый из которых сегодня решает задачи, направленные на общий успех области и инвестора.

На сегодняшний момент в области создан лучший инвестиционный климат. Он заключается в уникальном наборе продуктов и услуг для инвестора: административная поддержка и отсутствие бюрократических препон; налоговые льготы; прямая связь с представителями региональной власти.

Есть понятие инвестиционной культуры, когда инвестор не ограничен в выборе подрядчиков и партнеров. В результате каждый инвестор четко знает, сколько времени и денег уйдет на реализацию проекта. Как естественное преимущество можно отметить близость к основному рынку сбыта – Москве – и наличие на территории области двух федеральных трасс.

Формирование автокластера – огромный плюс для производителей компонентов. Присутствие в кластере крупнейших мировых компаний означает, что их продукция всегда будет востребована. В числе приоритетного направления и кадровый вопрос. В автомобильном кластере уже несколько лет работает Учебный центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности.

Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Баумана открыл дополнительные специальности. Важным шагом на пути к повышению инвестиционной привлекательности калужского региона является формирование кластеров. Задействуются ключевые преимущества региона, весь существующий потенциал научно-исследовательских центров и научно-производственных предприятий.

Главная задача – создать универсальную инвестиционную политику, базирующуюся на четком представлении о будущей структуре экономики Калужской области. В целях сохранения существующих и привлечения дополнительных трудовых ресурсов на территорию Калужской области реализована долгосрочная целевая программа «Жилье для профессионалов на 2010-2014 годы».

Ее приоритетом стало строительство доступного и комфортного жилья рядом с индустриальными парками. Логика проста: будут созданы комфортные условия для людей – состоится и модернизация экономики.

Еще одним важным событием стало открытие первого международного бизнес отеля TUI Hotel Kaluga («четыре звезды») в индустриальном парке «Грабцево». Планируется строительство еще двух отелей повышенной комфортности французской сети Accor. Появление в Калуге гостиничного сервиса мирового уровня сделает регион еще более привлекательным для инвесторов.

Важной задачей является и развитие многофункциональной транспортно-логистической инфраструктуры, включая глобальный проект по строительству нового международного аэропорта «Калуга». В результате реализации проекта в период с 2008-го по 2019 год на 1 рубль государственных вложений в создание автокластера привлечено до 15 рублей частных инвестиций.

Калужская область намерена стать вторым в России автокластером по объему выпуска автомобилей и крупнейшим – по выпуску автокомпонентов. Основными принципами работы с инвесторами в калужском регионе являются: Единая проектная команда инвестора и правительства области.

Никаких долгих процедур – полная административная поддержка. Никакой бюрократии – прозрачная законодательная система. Никаких ограничений – свобода в выборе подрядчиков и партнеров. Никаких инфраструктурных рисков, понятный продукт – индустриальный парк с готовой инфраструктурой на границе участка. Никаких скрытых и дополнительных расходов. У каждого инвестора есть номер мобильного телефона губернатора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)