Современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников в образовательном процессе

В педагогической литературе под учебными достижениями школьника понимается прогресс в его образовании (овладении той или иной компетенцией), положительный результат, выраженный в способности успешно действовать в какой-либо сфере, эффективно выполнять те или иные задачи и успешно разрешать возникающие проблемы.

При этом учитывается:

  • академическая успеваемость;
  • ворческие успехи (имеется в виду дополнительное образование и достижения в школе и за её пределами);
  • владение фондом коммуникативных умений, приобретенных в ходе учебного процесса (личностные приобретения);
  • сформированность мотивов учебной деятельности;
  • система ценностей личности.

Вместе с тем в педагогической науке и практике часто ставится вопрос об оценке не только учебных достижений школьника, но и достижений его личностного плана. Здесь имеет место два основных подхода к проблеме достижений учащихся.

Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки.

В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.

При рассмотрении соотношения понятий «личностные достижения» и «учебные достижения» можно отметить, что под личностными достижениями понимают:

  • степень прогресса личности по отношению к её предшествующим проявлениям в образовательной деятельности;
  • личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов и личностных качеств.

При этом личностные достижения должны обеспечивать жизне-способность личности в окружающем мире и проявляться в следующих качествах:

  • владение минимально необходимым или максимально возможным (в зависимости от образовательных возможностей) объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей;
  • сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;
  • готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии;
  • владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
  • социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической, культуры;
  • интеллектуальная, эмоциональная, нравственная причастность к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной, культуры;
  • личностная качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства;
  • жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т. д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умение действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения.

В практике педагогической деятельности часто используются схожие понятия: «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и другие, с ними связанные. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении. Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой.

Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат), наиболее часто – в её формализованном виде – отметки.

В социальных науках оценивание рассматривается как установление степени выраженности некоторого качества. В педагогике оценка предполагает какое-либо заключение о значении или о степени соответствия предмета оценивания определенным критериям.

Различают два типа оценки: оценка, назначением которой является слежение за ходом обучения и проверка с целью оценки результатов учебной деятельности или учебных достижений школьников, и оценка, где оценивается не просто достижение, но и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов – собственно результатов обучения, представлен и тем, как он работал для достижения этих результатов, какова его оценка того, что ему удалось и что не удалось.

Такая оценка, построенная на основе базы достижений, должна помочь учащимся не только понять уровень своих способностей, но и определить возможности их дальнейшего развития, придать уверенность в себе, повысить способность преодолевать трудности. Такая оценка выступает инструментом поощрения учащихся на решение новых видов задач, помогает развить способности школьников, стимулировать их познавательный интерес и творческий подход к решению нестандартных школьных и жизненных задач.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Интересно
Нередко в педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие её функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения её диагностической значимости и объективности.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату.

На основе оценки может появиться отметка как её формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.

Основная цель оценки учебных достижений учащихся состоит в обнаружении их успехов, в указании путей совершенствования, углубления знаний и умений, с тем чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения образовательными компетенциями, предусмотренными образовательной программой.

Конкретизация основной цели связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. Проверка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения имеет важнейшее обучающее и воспитательное значение.

Прежде всего, проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для направленной деятельности по устранению несоответствия между заданным и истинным уровнем знаний, для управления процессом обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся повышает их учебную дисциплину, побуждает к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствует выработке сознательного отношения к регулярному труду.

Оценивания учебные достижения, педагог способствует выработке механизма развития познавательной активности учеников.

В этом случае оценивание выполняет следующие функции:

  • азвивающую (развивает умения школьников к самоконтролю, анализу и правильной оценке результатов своей деятельности);
  • ориентирующую (воздействует на умственную работу школьников, осознание ими процесса работы и понимание собственных знаний);
  • мотивационную (воздействует на эмоционально-волевую сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха);
  • воспитательную (приучает школьников к систематической работе, дисциплинированности, ответственности, формирует положительные нравственные качества личности и мотивы учения), коррек-ционную (дает ученикам возможность понять свои ошибки, отрефлек-сировать и осуществить коррекцию);
  • информационную (подразумевает планирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проанализировать причины неудач).

В последнее время в российской школе происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «ком-петенция», «компетентность» обучающихся (О. В. Акулова, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.). Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.

Фактическими результатами образовательной деятельности становятся способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем (ключевые компетентности), способность решать типовые задачи и умение действовать по известному алгоритму.

Таким образом, в содержание оценки учебных и личностных достижений школьников включаются вопросы, связанные с:

  • асширением круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;
  • подготовкой к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
  • подготовкой к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
  • овышением сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;
  • асширением возможностей выбора эффективных способов решения проблем.

Такой подход, определяющий современный уровень образованности, означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации.

Основные виды и формы оценки учебных достижений школьников:

  • Пятибалльная система отметок в современной школе. Количественным выражением оценки является отметка. Объективность и точность выставляемых учащимся отметок при оценке результатов их учебной деятельности обеспечивается установлением соответствующих критериев по отдельным предметам учебного плана, получивших название «примерных норм оценок». В них указывается, каким требованиям должен отвечать устный или письменный ответ учащегося для аттестации его соответствующим баллом.
  • Пятибалльная система отметок, применяемая в школе в течение длительного времени, играет определенную положительную роль в качестве своеобразного стандарта, который позволяет при условии правильного её применения объективно отражать результаты учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем в процессе контроля проявляются и серьезные негативные стороны, когда учителя вследствие неправильного отношения (по различным причинам) к требованиям обеспечения объективности выставляемых отметок допускают нарушения.

Негативная сторона практики контроля заключается прежде всего в том, что в школах иногда допускается фетишизация отметок, которые становятся главным, а в ряде случаев даже единственным показателем качества учения школьников и работы учителя.

Дело осложняется часто ещё и тем, что отметки констатируют только уровень знаний учащихся, основанный на работе их памяти и репродуктивной деятельности, не отражают всестороннего развития, наличия и глубины мировоззренческих понятий и убеждений, самостоятельности и активности, творческих способностей, коллективистических и других положительных качеств формирующейся в процессе обучения личности, навыков умственной деятельности, практических навыков и навыков самообразования.

В практике контроля за деятельностью учащихся допускаются факты завышения и занижения отметок, выставляемых на уроках. Завышение отметок является следствием проявления либерализма учителей в оценке знаний, умений и навыков, приводит к снижению уровня подготовки учащихся, занижение отметок вызывает утрату интереса школьника к учению и веры в свои силы и возможности.

В практике работы школы в качестве определяющего критерия учебной деятельности отдельных учащихся, класса и школы часто фигурирует так называемый средний балл успеваемости, который получается безотносительно к тому, за что и когда были выставлены отметки в течение рассматриваемого периода, и без учета динамики учения школьника и его развития. Однако полученный таким образом балл используется для характеристики личности ученика, сравнения и оценки результатов учебно-воспитательной деятельности учащихся, учителей и школ.

Особенно сложной в практике применения пятибалльной системы является проблема двойки. Проблема эта заключается в том, что полученная двойка обычно психологически травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции.

Морализация и нотации, которыми учителя нередко сопровождают выставление двоек, лишь ухудшают положение, т. к. приводят к образованию у ученика определенного смыслового барьера, вследствие которого действия учителя не достигают цели, а ученик приходит к сознанию своей неполноценности, несправедливого отношения к нему.

Психологическое воздействие двойки продолжается даже тогда, когда она исправлена последующими отметками, т. к. она остается в классном журнале, в дневнике ученика, входит в средний балл успеваемости и т. д.

Проблема двойки состоит и в том, что учителя в некоторых случаях используют её в качестве средства борьбы с нарушениями «Правил для учащихся», с недисциплинированностью и недостаточным прилежанием школьников. Двойку необоснованно выставляют за отсутствие у ученика на уроке дневника, тетради, спортивной формы, за сам факт невыполнения домашнего задания и т. п.

Большую опасность представляет наблюдаемая иногда инерция отметок, т. е. выставление их по установившейся традиции, согласно которой ответ отличника нельзя оценить плохим баллом ни в каком случае, а слабоуспевающий ученик не может получить «вдруг» отличную или хорошую отметку, если даже он её объективно заслуживает за свой ответ.

Нарушения педагогических требований к выставлению отметок приводят в некоторых случаях к тому, что школьники стремятся к получению пятерок и четверок не ради приобретения знаний, овладения умениями и навыками, формирования качеств личности, а с целью сохранения и упрочения своего престижа в школе, в семье.

Другие учащиеся, которые по различным причинам не могут добиться желаемых отметок, теряют веру в свои возможности и никак не реагируют даже на отрицательные отметки. Сложность применения пятибалльной системы обусловлена также и тем, что установленные нормы оценок являются средними и ориентировочными.

Всё богатство оттенков ответов учащихся невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов. Многие учителя, особенно начинающие, нелегко справляются с выставлением отметок в соответствии с установленными нормами, прибегая к расширению пятибалльной системы за счет введения дополнительных обозначений к отметкам в баллах (плюсов и минусов, точек и букв и т. п.).

Считая в принципе возможными известные коррективы к выставляемому официальному баллу, отметим, что всякие обозначения недопустимы в классных журналах. Учитель может их фиксировать только в своих личных записях.

Передовые учителя, разрабатывая и реализуя меры по устранению формализма в оценке учебного труда учащихся, стремятся оценивать образовательные компетенции учащихся. Для этого на уроках оценивается в баллах не каждый ответ учащегося, а практикуется выставление отметки за все виды учебной деятельности его на данном уроке или за ответы ученика на нескольких уроках с учетом участия его в обсуждении ответов своих товарищей.

При выведении итоговых отметок большее значение придается отметкам, полученным за ответ по сложному материалу, на итоговых и контрольно-обобщающих уроках, за выполнение творческих заданий, за классные письменные работы, причём незнание одного раздела программы не компенсируется даже хорошим знанием другого.
Эссе.

В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный процесс метода учета учебных достижений школьников более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) используется эссе, которое как метод получает всё более широкое распространение в современной школе.

Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

В отличие от других методов учета учебных достижений школьников, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т. п.

Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком предметных терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт применения эссе, можно говорить о четырех формах использования данного метода:

  • эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа);
  • эссе – контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу;
  • эссе – свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала;
  • эссе – свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа).

Критериями оценки эссе могут выступать следующие:

  • наличие грамотного, развернутого ответа на поставленный вопрос;
  • владение предметными понятиями и терминами;
  • логика построения композиции эссе; приведение аргументов, примеров, цитат, использование графического и статистического иллюстративного материала;
  • умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию, делать выводы и обобщения;
  • четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к проблеме.

Тестирование. Одним из важнейших видов оценки учебных достижений школьников в современной школе является тестирование. Это связано в первую очередь с задачами подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, а также аналогичных форм подведения итогов обучения учащихся на различных ступенях среднего образования (начального, основного).

Вместе с тем тестирование как форма оценки качества приобретенных образовательных компетентностей школьников при правильном использовании обладает высокой надежностью результатов измерений, прозрачностью процесса проведения и оценки, достаточной информированностью о глубине усвоенного учебного материала.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В общеобразовательных школах широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т. п.

С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые ставятся перед тестовой проверкой. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.

В педагогической практике тестовые задания используются в четырех формах:

  • задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • задания на установление соответствия;
  • задания на установление правильной последовательности;
  • задания открытой формы, т. е. без указания ответов.

Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий обучающегося при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).

Тестирование может применяться на разных стадиях урока:

  • проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся;
  • текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний;
  • итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма:

Определение целей тестирования:

  • оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
  • проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;
  • проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
  • умение находить сходства и различия;
  • умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.

Определение вида тестирования – входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.
Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).

Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.

При формулировке задания теста как правило, придерживаются следующих методических советов:

  • основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
  • каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
  • задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
  • избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;
  • располагать тесты по возрастанию трудности;
  • каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
  • задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
  • правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
  • ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
  • ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

Грамотно составленный тест включает разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

При этом тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

  • Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
  • Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
  • Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности. В педагогической практике часто используют так называемые тесты обученности и тесты успешности. Тесты обученности могут применяться на всех этапах образовательного процесса.

С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Эти тесты всё больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педагоги.

Интересно
Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необхо-димой прочности знаний.

При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами учета учебных достижений школьников.

Правильно действуют те педагоги, которые, используя письменные тесты, дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.

В последнее время широкое распространение получили так называемые тесты успешности, которые включают несколько десятков заданий. Это позволяет более полно охватить все основные разделы курса. Предъявляемые задания обычно выполняются в письменном виде.

При этом используется два вида заданий:

  • требующие от учащихся самостоятельного составления ответа (задания с конструктивным типом ответа);
  • задания с выборочным типом ответа (учащийся выбирает из числа предъявленных ответ, который он считает правильным).

Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения.

Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований.

Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их. Рейтинг. Английское слово rating имеет несколько значений. Одно из них – оценивание вообще, когда каждому объекту присваивается порядковый номер (ранг).

Введение рейтинговой системы в рамках учета учебных достижений школьников позволяет обеспечить:

  • объективность в оценке знаний и умений учащихся;
  • стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе выходящей за пределы обязательного минимума;
  • повышение ответственности за учебный труд;
  • осуществление демократизации и гуманизации учебного процесса;
  • снижение роли случайностей;
  • повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;
  • исключение возможности протежирования не очень способных и не очень
  • прилежных учащихся;
  • индивидуализацию обучения.

Рейтинг как организационно-педагогическая технология контроля качества образовательного процесса и, соответственно, метод ранжирования учащихся в соответствии с индивидуально набранными балами обладает существенными преимуществами перед традиционной пятибалльной шкалой оценивания, поскольку предоставляет возможность:

  • осуществлять предварительный, текущий и итоговый контроль;
  • быть средством обучения и обратной связи;
  • разрабатывать процедуру оценки результатов отдельных звеньев контроля и обеспечивать его надежность;
  • осуществлять контроль, который удовлетворяет требованиям содержательности и конструктивной валидности (соответствие формы и целей);
  • развивать у учащихся навыки самооценки результатов своей деятельности и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе.

При использовании рейтинга как средства учета учебных достижений школьников учителю нужно решить ряд принципиальных вопросов. Полностью ли необходим переход на рейтинговую систему или она будет использоваться параллельно с общепринятой оценочной системой?

Будут ли учитываться действия, которые напрямую не относятся к учебному процессу? Если да, то какова их доля в итоговом балле (итоговой отметке)? При этом надо иметь в виду, что чем больше действий будет учтено (разнообразных форм и методов организации учебно-познавательной деятельности), тем лучше для объективности отметки. Именно она может вызывать у учеников интерес к предмету и пробуждать желание учиться.

В педагогической практике существуют следующие виды рейтинга:

  • рейтинг по предмету или по ряду предметов;
  • рейтинг тематический – по отдельным разделам (темам);
  • рейтинг по теоретическим вопросам;
  • рейтинг по решению практических задач;
  • рейтинг временной – за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т. д.).

Технология использования рейтингового метода может быть представлена в следующих действиях учителя:

  • разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки);
  • определить нормативные баллы за все задания (или правила начисления баллов);
  • установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся;
  • составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание (рейтинговый регламент);
  • на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
  • в конце некоторого промежутка времени выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Рейтинг учащегося зависит от количества набранных баллов как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и при итоговом контроле (по завершению изучения блоков).

Рейтинговая шкала оценки качества учебных достижений школьников часто нормируется на 100 баллов по одному из видов используемого рейтинга (это максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий).

При этом исходят из общепринятых нормативов, позволяющих осуществить переход от рейтинговой системы к обычной:

  • «Отлично» – выше 81 баллов.
  • «Хорошо» – от 70 до 80 баллов.
  • «Удовлетворительно» – от 51 до 69 баллов.
  • «Неудовлетворительно» – менее 50 баллов.

Таким образом, рейтинговая система учета учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, в результате применения которого определяется уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса, объективная динамика усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения, дифференцируется значимость оценок, полученных школьником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие работы).

Портфолио. Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т. п. Портфолио (в широком смысле слова) это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Он относится к разряду «аутентичных» (т. е. истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок и ориентирован на процесс не только оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – «показать всё, на что ты способен».

Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Конечная цель учебного портфолио заключается в свидетельстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл -показать всё, на что ты способен.

Педагогическая философия портфо-лио предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Важная цель портфолио -представить отчет по процессу образования подростка, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения, которые и являются свидетельством усилий, достижений и прогресса в овладении учащимся конкретными предметами, разделами, темами.

Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику прогресса ученика, а при оформлении окончательного варианта необходимо наличие трех элементов: цель сбора портфолио, его предназначение и краткое описание; содержание порт-фолио с перечислением его основных элементов; перспективы дальнейшего использования, т. е. взгляд в будущее.

В педагогической практике портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (до-кументированных) индивидуальных образовательных достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки его материалов. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т. п.

В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном, школьном уровнях конкурсов, соревнований, олимпиад и т. п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т. п.

В «портфолио работ» учащийся представляет, во-первых, «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки.

Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа.

В-третьих, могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т. п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т. п. В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия, например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т. п.

«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. «Портфолио отзывов» может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Основное преимущество данной формы состоит в том, что она дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)