Социальный контекст друзья и взрослые

Возникновение чувства взрослости и появление потребности в ее утверждении в подростковом возрасте часто выражается в требовании равенства прав со взрослыми, что создает определенные трудности и проблемы во взаимоотношениях взрослых и подростков.

В 1 — 12 лет начинается борьба подростков за автономию, независимость, прежде всего от тех, с кем раньше был связан наиболее тесно. В этот период наблюдается своеобразное «потребительское» отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением проверить равенство их прав со взрослыми, общность для них и для взрослых правил и требований жизни.

Особенно ярко это проявляется в ревности подростков к заботам взрослых о самих себе: к покупкам каких-то вещей, развлечениям, друзьям и т.п. (И.В. Дубровина). Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их контроля и опеки. Чувство защищенности, безопасности также является значимым для подросткового возраста, оно дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни (И.В. Дубровина).

Однако подросток уже не приемлет старые способы выражения любви родителей к нему, открытое выражение чувств, особенно в присутствии сверстников. Все это создает определенное напряжение в отношениях родителей и подростков.

Иногда взрослые не успевают перестроить свои отношения с ребенком на принципах равенства, чему способствует ряд моментов: неизменность социального положения «ученика»: материальная зависимость от родителей; сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении; сила привычки взрослого направлять и контролировать своего ребенка.

Тогда создается неблагоприятная ситуация: отношение к подростку как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, вступая в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости, приводит к конфликтам. Споры, расхождения во взглядах подростков и родителей касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов: одежды, прически, присутствия дома по вечерам и пр.

В 12— 13 лет появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях (замечания учителя, несправедливая отметка, политические и экономические проблемы); подросток обличает взрослых, обвиняя их в лицемерии и несправедливости. Однако следует отметить, что, несмотря на то что эмоциональная дистанция между подростками и родителями увеличивается, это не обязательно ведет к бунту или неприятию родительских ценностей.

Педагоги могут оказать огромное влияние на подростков. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаимопонимании, их общение глубоко и разносторонне. Учитель становится для ученика одним из самых уважаемых людей, служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование его самосознания, целей и устремлений.

Для учителя в подростковых классах особенно необходима эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, уравновешенность. Такие личностные особенности позволяют учителю быть открытым, строить отношения с учениками на основе понимания, истинного душевного тепла, терпимости и уважения. Подростки любят учителей вообще по-человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных (Ф . Райс).

Общение со сверстниками приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость. Это период, когда – потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных, а ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Благополучие в отношениях со сверстниками очень важно для подростка, для его психического развития.

Отрочество сензитивно для развития средств общения. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Известно, что те школьники, которые в 12— 14 лет были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных.

В этот период наиболее ярко проявляется реакция группирования: стремление подростков в группу сверстников, общение в компании ровесников. Группа создает особое переживание — «чувство М Ы », играя существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляя жесткие требования. Отсюда — реакция конформности подростков, стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую со всеми одежду, иметь одинаковые увлечения, разговаривать на принятом в группе сленге и т.п.

Для подростка очень важно не просто быть в группе сверстников, но быть принятым, признанным, уважаемым ровесниками. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся в школе, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения (К. Флэйк-Хобсон).

Иногда подростка привлекают ценности и установки одного человека, а не целой группы. Этот человек — значимый другой — может быть близким другом, любимым учителем, звездой кино или спорта либо кем-то еще, чье мнение очень ценно для подростка. Здесь проявляется так называемая реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого другого обладает наибольшей силой именно в отрочестве, когда подросток активно ищет модели для подражания.

Подростки спешат освободиться от родительской опеки, заменив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями. Подросток стремится иметь близкого верного друга, с которым можно было бы поделиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, который мог бы выслушать, понять и посочувствовать.

По мере того как дружба приобретает все более глубокий и интимный характер, подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.

Подростки склонны выбирать друзей, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений и преданности. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны и требовательны. Поступки сверстников, особенно друзей, оцениваются подростком чрезвычайно эмоционально и с максималистских позиций: для друга подросток должен быть готов на все; если друг «подвел», «предал», то немедленно следует разрыв отношений. Насыщенность и эмоциональность дружеских отношений в подростковом возрасте приводит порой к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения.

Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом возрасте. Возникает интерес друг к другу, который вначале сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек, и у многих мальчиков проявляется в неадекватных формах (в «задирании», агрессивных реакциях). Девочки, хотя и жалуются, но мотивы таких действий понимают правильно и не обижаются всерьез.

Позже отношения меняются: теряется непосредственность, появляются скованность, робость, стеснительность и в то же время повышается интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится, хотя открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников (B.C. Мухина).

У старших подростков общение между мальчиками и девочками делается более открытым: возникают разнополые компании, желание нравиться становится одним из значимых стремлений, возникают привязанности, которые могут быть очень эмоциональными и занимать большое место в жизни подростка.

Некоторые подростки так и не решаются сказать тому, в кого влюблены, о своих чувствах, переживая осуществление самых невероятных надежд в мечтах и фантазиях. Нередко подросток любит скорее придуманного «другого» или свою мечту, нежели реального человека.

Отсутствие взаимности, утрата любви приводит к сильным и острым переживаниям, страданиям. Тенденция быстрого перехода от дружбы к влюбленности, ухаживаниям объясняется отчасти воздействием стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации, отчасти — стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

В подростковом периоде начинают формироваться сексуальные влечения, которые вначале могут характеризоваться определенной недифференцированностью (сексуальные переживания могут быть направлены на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола) и повышенной возбудимостью.

Множество проблем подросткового периода связаны с ранним пробуждением сексуального чувства и первым сексуальным опытом подростков. Устойчивый и сильный интерес к сексуальным вопросам может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка (как реальных, так и воображаемых), наличии у него переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками, интенсивном половом созревании.

В таких случаях, тем более в тех, когда подросток рано приобретает сексуальный опыт, требуется особая помощь со стороны родителей, педагогов и психологов, заключающаяся в первую очередь в установлении доверительных отношений, нормализации отношений со сверстниками, нахождении сфер самоутверждения, развитии и укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)