Социальные установки личности. Понятие о социальной среде

Социальная установка — категория социальной психологии по-разному определяемая исследователями. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд» (У. Томас, Ф. Знанецки), обозначающее состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в конкретных условиях; психологическое переживание социальной ценности и смысла объекта. Основные признаки аттитюда, или социальной установки: социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность и эмоциональный компонент этих отношений, регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: институты общества, государства, явления, события, процессы, нормы личности.

Сущность социальной установки можно интерпретировать с позиции теории функциональных систем П.К. Анохина. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятельности организма: динамично и системно организованная активность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-либо полезного результата. Социальную установку можно назвать динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к социальному объекту.

Регулирующая функция социальной установки — это ее связь с «собственным» для данной установки социальным объектом. Социальные установки являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами более сложной системы. Противоречивость социальной действительности порождает несоответствия в системе социальных установок, доходящие до борьбы между ними. Для обозначения таких противоречий возникли специальные понятия. Например, выделена перцептивная установка, означающая предрасположенность субъекта к определенной интерпретации воспринимаемой им действительности, зависящей от других аттитюдов личности.

М. Смит предложил трехкомпонентную модель аттитюда: ког­нитивный, содержащий знание и представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; конативный (поведенческий), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение.

Возможность реализации поведения, соответствующего когнитивному и аффективному компонентам данного аттитюда, зависит от особенностей ситуации, взаимодействия с другими аттитюдами. Структура социальной установки позволяет выделить две ее разновидности: стереотип и предрассудок, которые различаются содержанием когнитивного компонента.

Стереотип — это социальная установка с застывшим содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы  полезны и необходимы как форма экономии мыслительных усилий и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект подвержен изменению или требует творческого осмысления, а представления личности о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

Предрассудок — это социальная установка с неадекватно измененным содержанием когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает социальные объекты в искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом связан эмоционально насыщенный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие элементов действительности, но и неадекватные переживания.

Основная причина формирования предрассудков заключается в недостаточной развитости когнитивной сферы и личности в целом.

Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под воздействием родителей и ближайшего окружения формируется определенное эмоционально-оценочное отношение. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но не критично осмысленный и интерпретированный.

С точки зрения значимости для общества и личности отдельные социальные установки занимают неравноправное положение, образуют иерархию. Этот факт отражен в диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.

Выделено четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К первому уровню относятся установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму — социальные установки, которые вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения); на четвертом уровне располагается система ценностных ориентаций личности.

Для каждого отдельного индивида существует субъективное соподчинение социальных установок, которое отнюдь не всегда совпадает с общественно принятой иерархией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)