Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов

Государство (общество) определяет требования к формированию личности подрастающего поколения, к решению социальных задач воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают социальные институты и сам человек. Именно они решают социальные задачи формирования личности. Каждый социальный институт представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его воспитательную деятельность в государстве (обществе). Он решает общие (государственные), специальные и специфические социально-воспитательные задачи. Выделяются следующие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции социальных институтов:

  • официально обусловленное (государственно-обусловленное), нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется законами государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися в обществе, и готовит людей для жизни в нем. Он решает социально-воспитательные задачи своими средствами и методами;
  • социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяемое социальным статусом, предназначением учреждения, организации, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет социальным своеобразием и позволяет качественно решать профессионально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, социального педагога, социального работника, военнослужащего и др. Речь идет о формировании людей с определенным социальным статусом, социальным предназначением.

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную среду (профессионально ориентированную). Она способствует формированию в личности того, что отличает ее социальный статус, менталитет человека этой среды от любой другой: социального педагога — от учителя, военнослужащего — от служащего, социального работника — от врача и пр.;

  • специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно присуще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, модели, формирование соответствующего социального типа личности. Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологическим климатом, установками, принципами, сложившимися традициями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного учреждения от подобного ему.

В семье такой тип социального воспитания можно назвать родительским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка. Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те навыки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так, «чтобы он блистал в обществе», «продолжал дело», «вышел в люди», сделался инженером, ученым и т.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует социально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, отдельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты, когда либо сама среда способствует появлению социальных отклонений, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя характер его социального формирования. В этом случае возникает необходимость направленной деятельности специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социально контролируемая социализация, осуществляемая в специально созданных воспитательных организациях. Это направление получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Направленная социально-воспитательная деятельность имеет место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможностей и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой человек, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ставит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким образом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосовершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспитании с позиции субъекта самосовершенствования — направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) человека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествующего социального воспитания и характерно для подростка, молодого человека на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким должен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.

Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его предшествующего социального воспитания. Именно ведущая роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Однако на молодого человека в формировании его социального выбора оказывает существенное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видео-фильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социальный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следовательно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государственный характер. Данный факт диктует необходимость заботы государства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.

Изложенное раскрывает различные типы (направления) социального воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает комплекс основных направлений воспитательной деятельности в зависимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его решение (см. схему 1).

Схема 1. Социальное воспитание

Таким образом, социальное воспитание характеризуется следующими факторами: кто его организует; направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания) (см. схему 2).

Схема 2. Характеристика социального воспитания

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)