Социальное прогнозирование и проектирование

Важнейшей функцией социальной философии является прогностическая. Она заключается в попытках предсказать тенденции развития обществ на основе понимания прошлого и настоящего.

На наш взгляд, социальное прогнозирование (предвидение) можно свести к двум противоположным, но взаимосвязанным направлениям – социальному прожектерству (пророчеству) и социальному проектированию (предвидению). Социально-философское предвидение характеризует общества и человечество в целом.

Познавательные и практические проблемы взаимосвязаны: одна является условием решения другой. Познавательная проблема представляет собой противоречие между знанием и незнанием, выражающееся в виде вопросов и гипотез.

Практическая проблема представляет собой противоречие между поставленной целью, с одной стороны, и средствами (познавательными и материальными), темпами и ценой ее решения – с другой стороны. Она носит познавательный, волевой и организационный характер. Если первую проблему решает ученый, то вторую – руководитель-организатор.

Условием постановки и понимания социально-философской проблемы является временная дистанция между интерпретатором и интерпретируемым явлением. Согласно Хайдеггеру, само бытие должно быть понято в горизонте времени. При этом понять настоящее труднее, чем прошлое. Пока историческое явление (советский социализм) еще живо, его трудно правильно понять в силу множества идеологических и политических причин.

Отстояние во времени, – пишет Гадамер, – позволяет разрешить подлинно критический вопрос герменевтики, а именно: отделить истинные предрассудки, благодаря которым мы осуществляем самый акт понимания, от ложных, искажающих наше понимание.

Наличие предпонимания означает, что ответ на вопрос будет иметь определенный смысл.

М. Вебер, в отличие от исторического материализма и реализма, полагал, что познание общества предполагает устранение из социологического мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний.

Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью. Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых “научных прогнозов”.

Почему М. Вебер отказывает социологии в “научных прогнозах”? Это обусловлено тем, что, с одной стороны, социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным правилам – формальной логике и общечеловеческим ценностям.

С этой точки зрения она не может претендовать на предвидение будущего: на это может претендовать только диалектическое мышление. С другой стороны, социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к определенным общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление человеческому мышлению.

“Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу”,- писал М. Вебер. Но эти ценности меняются от эпохи к эпохе. Как предсказать общечеловеческие ценности будущего? Из вышесказанного следует, что “ненаучные” прогнозы, имеющие “наукоподобный” характер, делать можно, и они делаются.

Это было характерно для Маркса и Ленина, Горбачева и Ельцина. Это характерно для многих современных мыслителей, например Сороса, прогнозирующего крах США и однополярного мира, основой которого является могущество США.

Социальное проектирование и социальное прожектерство включают в себя следующие основные этапы:

1) социальную проблему, нуждающуюся в решении;

2) процесс ее теоретического решения;

3) социальный проект или социальный прожект как результаты этого решения.

Социальный проект и прожект представляют собой образное и теоретическое описание желательного состояния какой-нибудь социальной системы и способ достижения этого состояния в результате практической деятельности.

Описание будущего и желательного состояния социальной системы выражается в системе основных свойств или принципов. Способ реализации целей социального проекта (или прожекта) включает в себя описание предмета, орудий, исполнителей, действий и т.п. условий.

Социальный проект представляет собой реальную возможность, для превращения которой в действительность существуют необходимые условия; обладает незначительной мерой утопичности, характерной для всякого социального проектирования; в случае реализации на практике существенно не отличается от своего замысла по основным чертам, цене, способу осуществления, срокам, отсутствием излишних социальных конфликтов, а в случае последних – мирным способом их разрешения.

Социальное проектирование ориентировано на то, чтобы свести до минимума разрушения в перестраиваемом социальном объекте, избежать социальных революций.

Социальный прожект представляет собой формальную возможность, для превращения которой в действительность существуют случайные условия; обладает значительной степенью утопичности по своим целям, исполнителям, действиям и т.п.; в случае реализации на практике существенно отличается от своего замысла; сопровождается острыми социальными конфликтами, которые зачастую приобретают антагонистический характер.

Социальное прожектерство характерно для социальных революций, оно сопровождается значительными разрушениями в изменяемом объекте и социальными жертвами.

Различить социальный проект и прожект на стадии решения социальных проблем очень трудно, особенно если речь идет о больших социальных объектах, которые связаны с глубокими преобразованиями, рассчитанными на длительный срок. Но сделать это можно, используя соответствующие методологические приемы.

Прежде всего, решение социальной проблемы должно опираться на детальное и глубокое изучение социального объекта, который мы хотим преобразовать. Нужно выявить в нем объективные возможности и тенденции развития, краткосрочные и долгосрочные.

Без такого объективного и непредвзятого изучения социальный проект вероятнее всего будет прожектом. Возьмем, например, степень капитализации России накануне Октябрьской революции, которая по-разному оценивалась Плехановым и Лениным.

Далее, нужно четко сформулировать основные черты или принципы, которым должно отвечать проектируемое будущее социального объекта, а также степень рассогласования между имеющимся настоящим и проектируемым будущим.

Без четко сформулированных целей социальный проект не может выполнить свою регулятивную функцию. Коммунистический замысел в значительной степени был социальным прожектом, так как в нем не были в значительной степени обозначены его основные черты и принципы, а также связи между ними. Отсюда и путаница в понимании разными политиками и народом своего коммунистического завтра.

И наконец, необходимо тщательное согласование целей и средств социального проекта. Нужно подчеркнуть, что средства во многом определяются не самими целями, а степенью рассогласования между ними и состоянием реферируемого социального объекта. Если средства (орудия, исполнители, программа действий) не будут соответствовать целям, то социальный проект станет социальным прожектом.

Довольно часто в процессе осуществления социального проекта его средства сознательно или бессознательно превращаются в самодовлеющие цели, что превращает социальный проект в прожект. Например, борьба против алкоголизма вылилась в борьбу за сокращение производства и продажи алкогольных напитков, а ваучерная приватизация – в распределение ваучеров между инвестиционными фондами. В результате алкоголизм возрос, а люди собственниками не стали.

Социальное проектирование – всегда прогноз с определенной долей вероятности. Нельзя придавать социальному проекту религиозное и фаталистическое значение, лишающее его возможности критического анализа и уточнения в сроках, исполнителях, способах осуществления.

Религиозное отношение к коммунистическому прожекту в нашей стране – одна из основных причин того тупика, в который мы незаметно для себя зашли во многих сферах общественной жизни. Если XX в. был веком технического проектирования и социального прожектерства, то XXI в. должен стать веком технического и социального проектирования и их коэволюции.

В свете всевозрастающей роли субъективного фактора, влияния социальных проектов и прожектов на характер общественного бытия в колоссальной степени возрастает роль социальных философов, социологов, историков, политологов, которые проектируют общественное бытие и внедряют эти проекты в жизнь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)