Социально-педагогическая ранняя помощь

Данное направление ранней помощи ориентировано на удовлетворение образовательных, социальных, психологических потребностей детей от рождения до трех лет и членов их семей. Предполагается, что организация социально-педагогических программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые потребности, уменьшит вероятность сегрегации детей и их помещения в специальные институты, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе. Считается, что развитие таких программ уменьшит затраты общества на специальное образование детей с особыми потребностями по достижении ими дошкольного и школьного возраста. Среди наиболее распространенных можно выделить программы, осуществляемые в библиотеках игрушек (лекотеках), и программы раннего вмешательства США. Они и рассматриваются ниже.

За последние 25 лет в мире наблюдается быстрое распространение библиотек игрушек, среди которых выделяют четыре основных типа:

  • общинные (communityoriented) библиотеки игрушек;
  • лекотеки для детей с особыми потребностями и их семей (шведское слово lekotek от leko — игрушка);
  • библиотеки игрушек как культурные, социальные центры и центры отдыха;
  • библиотеки игрушек напрокат.

Библиотека игрушек — служба, обеспечивающая своих потребителей возможностью совместной игры и проката игрушек, предлагающая информацию, поддержку и руководство. Библиотеки игрушек могут различаться по:

  • возрасту и уровню развития основной группы обслуживаемых детей;
  • индивидуальному или групповому виду обслуживания;
  • вовлеченности родителей;
  • роли игрушек;
  • квалификации библиотекаря и другого персонала;
  • источникам фондов;
  • основным целям работы.

Общее в работе всех библиотек игрушек то, что подчеркивается роль игры в развитии ребенка, игры и игрушки используются для приобретения ребенком опыта совместного переживания и общения, вступления в социальные отношения.

У лекотеки — особая, отличающая ее от других видов библиотек игрушек, роль. Она предоставляет детям с особыми потребностями и их семьям место для встречи с профессионалами, возможность сотрудничества, разработки программ развития. В задачи лекотеки входят удовлетворение образовательных потребностей и психологическая поддержка ребенка и семьи. Окружающая обстановка, акцент на роли игры и игрушек способствуют установлению отношений между родителями и профессионалами, которые проводят оценку уровня развития ребенка, создают и реализуют вместе с родителями программу ранней помощи.

В 1986 г. на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей конгресс США пришел к заключению: чтобы уменьшить вероятность отставания в развитии ребенка и повысить способность семей удовлетворять особые потребности детей от рождения до трех лет из групп медицинского, генетического и социального риска, необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу раннего вмешательства. Раннее вмешательство (early intervention) включает:

  • всестороннюю систему обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающую раннюю идентификацию, скрининг и направление в места обслуживания;
  •  определение уровня развития младенца;
  • тренинг и консультации семьи, визиты домой;
  • специальное образование;
  • терапию нарушений речи и аудиологию;
  • адаптацию младенца к окружающей среде и организацию адекватной его потребностям окружающей среды (occupational therapy);
  • развитие движения (physical therapy);
  • психологическую службу;
  • социальную работу;
  • координацию работы служб, связанных с ребенком и семьей;
  • медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешательства только в целях диагностики и оценки младенца;
  • вспомогательный уход за здоровьем ребенка.

Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешательства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)