Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»

В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилитационное пространство» не совсем корректно.

Во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к группе риска, — это только первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживании социально-педагогической работы с ними.

Во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона может создать наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска, но проблема заключается в организации защиты прав каждого и социально-педагогической работы с ним и группой в целом.

В-третьих, реабилитационное пространство предусматривает возможности преодоления негативного влияния факторов среды, способствующего развитию безнадзорности, чего не наблюдается в представленном определении.

В-четвертых, данное определение больше говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности, направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него, но не предусматривает решение возникающих в данной ситуации социально-педагогических задач.

Целесообразно назвать изложенную идею как создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР — территориальная система защиты прав

Она может решать следующие задачи:

  • выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;
  • обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;
  • координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;
  • проводить профилактическую деятельность с несовершеннолетними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;
  • направлять детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.

Основные функции ТСЗПР:

  • объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе с ними на территории ТСЗПР;
  • исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального сиротства, а также причин их возникновения, возможностей профилактической работы по месту жительства и др.;
  • обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;
  • привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;
  • социально-педагогическая деятельность по отношению к несовершеннолетним, ставшим ее объектами;
  • содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.

Основные принципы деятельности социального работника в ТСЗПР.

Принципы деятельности социального работника в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятельности специалиста — ребенку, юноше и от профессионализма и позиции специалиста в деятельности.

Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста и его деятельностью.

Принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включаться только компетентному человеку, знающему субкультуру молодежи, умеющему ее понимать и уважать. В противном случае ему просто будет сложно понять «детей улицы», их особую субкультуру, интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса.

Принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диалоговые отношения только тогда, когда между собеседниками складываются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что он сам не верит или в чем сомневается. Если специалист не знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшится, и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены.

Принцип естественности в профессиональной деятельности. Социальный работник строит свою деятельность как можно более естественно. Он не играет, а относится к ней с позиции своей компетенции. Он слушает ребят, интересуется их опытом, в меру необходимости учится понимать их.

Принцип независимости и достаточности,как личности,способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, независимостью и силой воли. Социальный работник, решивший работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее проявлять.

Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту деятельности и самой деятельности.

Принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный работник должен подходить к ребенку с учетом того, каков он есть, с его достоинствами и недостатками. Не следует выделять его как «типичного», «нормального». Он оказался в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь ему в его жизненной ситуации. С каждым из них он строит свою деятельность, принимая во внимание его индивидуальность.

Принцип доверия к несовершеннолетнему. В основе деятельности специалиста — доверие к подростку. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны педагога, сам открывает ему секреты и представляет правильную информацию. В дальнейшем социальный педагог досконально проверяет ее и пользуется полученными данными исключительно аккуратно.

Принцип добровольности. Он основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса — социального работника и ребенка (подростка). Реализация требований этого принципа — дело исключительно деликатное. Специалист может вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда существует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у него соответствующий социальный опыт, «благополучие», и далеко не всегда этот подросток заинтересован в помощи специалиста. Опасность для его жизни, перспективы криминализации остаются очень большими.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе социально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, специалист встает на сторону несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы:

1-й этап — контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализацию. В этот период:

  • при необходимости ребенку оказывается экстренная помощь и предоставляется необходимая защита;
  • определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;
  • изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются причины его попадания на улицу;
  • выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);
  • делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоциализацию;
  • пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагогической работе с ним;
  • решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;
  • ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).

Ориентировочное время первого этапа — 1—4 недели.

2-й этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание
деятельности включает:

  • разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в семейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;
  • адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр). В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые необходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социальных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и воспитания;
  • реализацию индивидуальной и групповой программ социально-педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, существуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо
    включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать определенное влияние на него;
  • организацию работы с ближайшим окружением ребенка, с целью создания для него наиболее благоприятной социально-педагогической среды;
  • вовлечение по возможности в социально-педагогическую деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении (перевоспитании). К ним относятся: родители либо лица, их заменяющие, родственники, в случае их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.;
  • консультационную деятельность. Она осуществляется с ребенком, родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;
  • проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо проблем, где необходимо участие социального работника (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр.).

Ориентировочное время второго этапа — 2—4 месяца.

3-й этап — завершающая реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружением. Практически речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.

В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том, что сделано и какие получены результаты.

Полученная информация позволяет проследить ход выполнения программы индивидуальной работы, дать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База данных представляет статистический материал по проблеме социально-педагогической работы с детьми улицы. Такой материал необходим для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах реабилитационной работы с несовершеннолетними.

Данные аналитической работы и деятельность по выполнению программ служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законодательной базы.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)