Состояние законности и актуальность проблемы надзора за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения
В современных условиях первостепенной задачей является укрепление законности в деятельности государственных органов, наделенных административной юрисдикцией.
Ежегодно в стране регистрируется свыше 60 млн. административных правонарушений; наблюдается тенденция их значительного роста и заметное негативное влияние на состояние законности и правопорядка как в регионах, так и в целом на территории Российской Федерации.
Поражена многочисленными отступлениями от действующих норм административного законодательства практическая деятельность органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Службы охраны общественного порядка и паспортно-визовой службы органов МВД России.
Нередко при возбуждении производств об административных правонарушениях непосредственно прокурорами допускается небрежное отношение к оформлению документов. В результате органы, осуществляющие административную юрисдикцию, лишаются возможности вынести своевременное и законное решение, тем самым сводятся к нулю все усилия по выявлению и пресечению правонарушений.
Типичные нарушения административного законодательства:
- несоблюдение требований норм административного законодательства, которые влекут за собой как необоснованное привлечение граждан к административной ответственности, так и противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности;
- привлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний;
- несоблюдение предусмотренных законом сроков давности;
- составление протоколов и постановлений об административном правонарушении без указания в них всех необходимых сведений и без требуемого разъяснения прав и обязанностей всем участникам производства по делу;
- неполное выявление всех требуемых по закону обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении;
- неверная юридическая оценка совершенных действий, неправильное применение квалифицирующих признаков;
- нарушение установленного законом порядка административного расследования;
- применение штрафов за конкретные виды правонарушений, предусмотренных законом, ниже или выше установленных размеров;
- нарушение порядка административного задержания граждан (в том числе факты необоснованного задержания, без составления протоколов, превышения установленных законом сроков задержания и др.);
- неиспользование должностными лицами своих полномочий по доказыванию виновности привлекаемых к административной ответственности лиц и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретных дел (непринятие мер к опросу свидетелей, потерпевших, освидетельствованию в установленном порядке на предмет состояния опьянения и др.);
- противоправно упрощенная процедура рассмотрения материалов об административных правонарушениях (без приглашения и опроса лица, привлекаемого к ответственности, без разъяснений процессуальных прав, исследования документов и др.);
- игнорирование обстоятельств, исключающих производство по делу;
- нарушение подведомственности при рассмотрении отдельных определенных категорий дел (наиболее часто преувеличивают свои полномочия органы внутренних дел, необоснованно подменяя административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, суды);
- непринятие всех предусмотренных законом мер по реальному взысканию наложенных штрафов;
- непринятие мер по выявлению причин административных правонарушений и способствующих им условий в целях их последующего устранения.
Явно неудовлетворительное состояние с исполнением административного законодательства государственными органами, наделенными административной юрисдикцией, незамедлительно требует от прокуроров принятия кардинальных мер по улучшению организации надзора на этом важнейшем направлении их деятельности.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу