Солидаристическая цивилизация

Индивидуалистическая цивилизация Вступила в период своего заката в начале XX в., что было осознано О. Шпенглером в его “Закате Европы”. Развивая его положения, П. Сорокин отметил, что это не просто кризис какой-то сферы общества или отдельной формации, а кризис европейской цивилизации, системы духовной, политической, экономической формации, начавшийся с кризиса духовной формации.

Это был кризис индивидуализма как основополагающего принципа христианско-протестантской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) пошла по пути индустриально-коллективистической цивилизации, не собрав сил для солидаристической цивилизации, а западная христианская цивилизация сумела преодолеть этот кризис на пути создания солидаристической цивилизации в первой трети XX в. в Европе и США.

Солидаристическая цивилизация связана с демократическим правовым социальным государством и буржуазно-социалистической формацией. Она включает в себя определенную наднациональную солидаристическую общность людей, элементы материальной и духовной культуры, солидаристический образ жизни индивидов.

Солидаристическая цивилизация развивается, проходя стадии аграрно-солидаристическую (в частности, исламско-феодальную) и индустриально-солидаристическую (социал-демократическую). В рамках солидаристической цивилизации реализуется несколько важных принципов, которые были осознаны в наше время в трудах Бернштейна, Каутского, Гелбрейта, Вилли Бранда, Сэмюела Бриттана, Мишеля Альбера, Фридриха Хайека и др.

Солидаристические принципы являются индивидуалистически-коллективистическими, т.е. смешанными (интегральными, гибридными) по сравнению с принципами индивидуалистической и коллективистической цивилизаций.

Эти принципы конкретизируют главную солидаристическую идею – свободы, равенства, братства людей. В отличие от других цивилизаций, в частности советской, в которых эта идея была реализована частично, в солидаристической цивилизации эта идея реализована относительно полно.

Прежде всего, в этой цивилизации, с одной стороны, так же как и в индивидуалистической цивилизации, исходят из принципа, что никто из людей точно не знает, в чем состоят их общественные интересы. С другой стороны, церковь, общественные науки и опирающиеся на них политики уже способны строить определенные прогнозы развития общества, просчитывать их и реализовывать.

Но эти прогнозы не носят государственно-принудительного характера, а являются рекомендациями общностям, институтам, общественным сферам, являющимся самостоятельными (свободными и ответственными). Это позволяет избежать крайностей индивидуализма и коллективизма.

Солидаристическая цивилизация активно участвует в процессе создания социал-капиталистической (солидаристической) формации, добавляя свои усилия к стихийному процессу ее образования.

В солидаристической цивилизации, с одной стороны, признается неравенство людей по своим характерам, способностям, ментальности, что позволяет им самим найти свое место в экономической формации.

Но одновременно государство, церковь и гражданское общество помогают людям обнаружить свои способности, предлагают им на выбор разные рабочие места и социальные статусы, направляют процесс социальной мобильности. С одной стороны, здесь есть свобода выбора, а с другой стороны, она ограничена законами государства в интересах общества. Это общество относительно равных возможностей.

Эта цивилизация исходит из того, что человек по своей природе ленив, недальновиден, расточителен, неразумен, но его все же можно воспитать более приспособленным для жизни в политико-экономической формации с помощью семьи, церкви и т.п., а уже затем стимулировать вести себя активно, дальновидно, экономно, разумно силой обстоятельств, которыми и является социал-капиталистическая формация.

Здесь людям, с одной стороны, предоставляют экономическую и иную свободу, а с другой стороны, направляют деятельность социального правового государства, церкви и гражданского общества феодального или социал-капиталистического.

В солидаристической цивилизации признается свобода индивидов, институтов, организаций, но действуют правила и принципы по согласованию соперничающих интересов и нахождению компромисса в том, что касается преимуществ. Это развитое право, система законов, регулирующих все сферы общественной жизни.

Задача этой цивилизации заключается в том, чтобы информировать людей об этих принципах, воспитать к ним уважение и признание и следить за их строгим соблюдением вместе с государственной властью. В феодальной цивилизации такую роль играет церковь, а в социал-капиталистической цивилизации – прежде всего, СМИ и право.

Политико-экономическая цивилизация в значительно большей степени, чем экономическая цивилизация, позволяет примирять конфликтующие интересы и ограничивать возможность предоставления какой-нибудь группе такой экономической, политической, идеологической власти, которая позволяла бы ей ставить свои интересы и взгляды выше других интересов и взглядов.

Солидаристические цивилизации появились в доиндустриальную эпоху (при феодализме) в форме исламской цивилизации – она возникает одновременно с феодальной формацией в арабских странах. В основе распространения ислама в мире лежали его мировоззренческие принципы, изложенные в Коране, и соответствующая им ментальность, организация исламской церкви, соответствующий образ жизни.

Цивилизационной идеей ислама является спасение человека: ислам в буквальном смысле – это путь человека к спасению в результате соблюдения исламских принципов. Но путь своеобразный – в этом его отличие от католичества, православия, протестантизма.

Для ислама, как и для христианства, типично линейное представление о развитии и прогрессе, а также христианский рационализм. Все это следствие того, что ислам, как более позднее цивилизационное мировоззрение, впитал в себя идеи иудаизма и христианства.

К исламским принципам можно отнести:

1) отказ от рабства и крепостничества;

2) низкое налогообложение подданных ислама, ведущее к росту общественного производства и численности населения;

3) “зякят” (специфический налог), взимаемый в пользу малоимущих и распределяемый централизованно, что избавляет нуждающихся от ощущения неполноценности и способствует относительной справедливости и равенству;

4) “иншалла” – ориентация на сегодня и невозможность знания о будущем, известного только Богу, что дает возможность человеку самостоятельно определять свое настоящее, самореализовываться;

5) роль мечети как соединительного звена между человеком и Богом, будущим и прошлым;

6) толерантность (терпимость) к другим цивилизационным религиям и т.п. Важной составной частью ислама является шариат (мусульманское право), регулирующий мусульманский образ жизни во всех его существенных проявлениях.

Принципом шариата является законопослушание и лояльность к законной власти, готовой разделять ценности ислама. При этом большинство исламских правовых ценностей созвучно современным правовым системам.

Более развитой и поздней солидаристической цивилизацией, возникшей в индустриальную эпоху человечества, стала буржуазно-социалистическая (социал-демократическая).

Она включает в себя:

1) социал-демократическую идеологию, ментальность, образ жизни, существующие через семью, систему образования, СМИ – надстройку;

2) социалистический интернационал, социал-демократические партии и социальные институты (демосоциальные, экономические, политические, духовные) – базис;

3) социал-демократическую, цивилизационную иерархию, включающую буржуазно-социалистическую элиту, бюрократию, народную массу.

Идеологической основой социал-демократической цивилизации является доктрина демократического (буржуазного) социализма, которая провозглашает ценности свободы, социальной справедливости и солидарности. Здесь представлены основные ценности коллективистической и индивидуалистической цивилизаций в Их диалектическом единстве.

В этом состоит цивилизационная идея социал-демократической цивилизации, изложенная во всех документах социал-демократических партий. Политическая демократия обеспечивает права и свободы граждан, парламентскую систему, всеобщее избирательное право, многопартийность, право на оппозицию, господство закона.

Экономическая демократия предполагает контроль общества над экономикой, многообразие форм собственности, ведущую роль рынка, участие трудящихся в управлении экономикой. Демосоциальная демократия обеспечивает социальные права трудящихся (на труд, образование, лечение, жилье, отдых, пенсии), ликвидирует основные формы гнета, дискриминации, обеспечивает условия для свободной самореализации индивида.

Цели буржуазного (демократического) социализма достигаются мирными, демократическими, эволюционными средствами в процессе классового сотрудничества, поддержки демократического правового социального государства.

Буржуазно-социалистическая цивилизация представляет собой обязательную

1) мировоззренческую, ментальную, поведенческую сторону, являющуюся исходной;

2) систему социальных институтов, реализующих эти установки, – базис;

3) социал-капиталистический образ жизни, характеризующийся, с одной стороны, напряженным, конкурентным, эффективным трудом, а с другой стороны, раскованным отдыхом в форме массового потребительства как материального, так и массово-культурного.

Возникновение социал-демократической цивилизации оказывает серьезное влияние на становление соответствующей формации общества.

Очевидно, что социал-демократическая цивилизация как разновидность христианской цивилизации не всегда следует своим принципам. Так случилось с нею во время недавних бомбардировок Белграда авиацией США, приведших к значительным материальным, духовным, человеческим жертвам.

Это значит, что рецидивы современной индивидуалистической цивилизации США, окрепшей вновь после распада СССР и ослабления коллективистической цивилизации в других странах мира, стали опасны для человечества. Нужны усилия для ограничения деятельности индивидуалистической цивилизации на международной арене, ее несоответствия нынешним историческим реалиям: глобализации, экологической катастрофе, постиндустриальному этапу в развитии человечества.

Только солидаристическая цивилизация способна, с одной стороны, уберечь мир от экологической катастрофы, а с другой стороны, сохранить приемлемый уровень удовлетворения материальных потребностей людей.

Солидаристическая цивилизация имеет некоторые сходные черты со смешанным типом интегральной (идеалистической) культуры П. Сорокина:

Это единственная форма сметанного типа, которая является… логически интегрированной. В количественном отношении это более или менее сбалансированное соединение идеациональных и чувственных элементов, с преобладанием, однако, элементов идеациональных…

Реальность для нее [культурной ментальности) многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося становления – духовного и материального. Ее потребности и цели – духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным.

Способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в преобразовании внешнего чувственно воспринимаемого мира: другими словами, эта ментальность и идеациональному, и чувственному воздает каждому свое

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)