Следы орудий взлома, инструментов, механизмов и транспортных средств

Следы орудий взлома. Под взломом понимается проникновение в закрытое помещение, хранилище посредством полного или частичного разрушения запирающего устройства и других преград (двери, стены, потолок). Взломы обычно имеют место при совершении краж, реже при совершении других преступлений: убийств, разбойных нападений, поджогов и др. Наиболее часто объектами взлома являются замки, двери, окна. Успешность расследования преступлений, совершаемых посредством взлома, в значительной степени зависит от того, все ли следы, оставленные орудиями взлома, выявлены. Все орудия взлома можно разделить на:

  1. Орудия, специально предназначенные или приспособленные для взлома (наборы ключей, отмычки, ломик-фомка).
  2. Орудия бытового или производственного назначения (ломики, топоры, отвертки, стамески, домкраты, лебедки).
  3. Орудия взлома, обнаруженные и приспособленные на месте совершения преступления (обрезки труб, металлические пруты, и т.д.).

При воздействии орудий и инструментов на различные преграды образуются поверхностные (наслоения или отслоения) и объемные (вдавленные) следы. В зависимости от механизма воздействия орудия или инструмента на объект, возникающие при этом следы делятся на три основные группы:

  • следы давления (отжима) образуются при ударе или отжиме орудием взлома поверхности взламываемой преграды. В зависимости от приложенной силы, орудия взлома и материала преграды эти следы могут быть поверхностными либо объемными (вдавленными).
  • следы скольжения (динамические) образуются при действии орудия взлома под углом к поверхности преграды.
  • следы резания, распила, разруба и сверления возникают при разрезании, распиливании или сверлении какой-либо преграды.

Наиболее информативными являются следы отжима, разреза, разруба. В этих следах отражаются индивидуальные особенности режущих кромок, что позволяет в дальнейшем идентифицировать данное орудие.

В протоколе осмотра должны быть отражены:

  • назначение, вид объекта, на котором обнаружены следы взлома;
  • материал, из которого изготовлена преграда, состояние ее поверхности;
  • вид обнаруженного следа в соответствии с принятой классификацией;
  • расположение на объекте, размер и конфигурация каждого следа;
  • индивидуальные особенности орудия взлома, оставленного на месте;
  • способ фиксации и изъятия следов.

При осмотре взломанных замков или запорных устройств необходимо указать в протоколе: место расположения замка, тип и вид замка, способ крепления замка к двери, состояние замка на момент осмотра места происшествия. Чаще всего повреждается ригель замка (нем. riegel – поперечина, засов – часть запорного устройства замка, которая запирает объект). Ригель представляет собой металлический стержень, который, входя между подвижным и неподвижным элементами объекта, препятствует их нежелательному смещению. Следует отметить, что по принципу работы секретного механизма замки делят на типы: сувальдные замки (их еще называют плоскосувальдные), цилиндровые замки (личиночные или штифтовые), встречаются реечные (специальный ключ в момент открывания вводится в ригель замка). В последнее время конструкции замков отличаются сложностью, повышенной секретностью, используются электромеханические замки. По способу установки на дверь замки делят на врезные, накладные и навесные.

Помимо основных способов применяются дополнительные способы фиксации: масштабную фотосъемку, зарисовку, составление схемы. Широко используется изготовление слепков с помощью полимерных паст.

По следам орудий взлома можно установить орудие взлома, механизм взлома, данные о преступнике. При назначении трасологической экспертизы могут быть решены вопросы идентификационного характера: не данным ли орудием взломан, не этим ли орудием взломан, которое изъято и т.д.

Также могут быть решены вопросы диагностического характера:

  • каким орудием и каким способом был осуществлен взлом двери;
  • каков механизм образования следов, обнаруженных на месте взлома;
  • с какой стороны производился взлом;
  • исправен ли замок, представленный на экспертизу;
  • открывался ли этот замок отмычками или путем подбора ключей;
  • не оставлены ли следы взлома конкретным орудием.

Следы производственных механизмов. Производственные механизмы имеют рабочие части: штампы, пресс-формы (матрицы, пуансоны; прессовые формы), обрабатывающие станки (режущие кромки резцов и т.д.). Машины по изготовлению изделий могут выпускаться серийно илиоригинальными, их производство единично, чаще всего, самодельное. Образующиеся в процессе производства следы на изделиях являются либо статическими, либо динамическими.

Для установления тождества конкретного механизма экспертизой решаются вопросы:

  • не изготовлены ли изделия, изъятые у определенного лица, с использованием конкретных механизмов, инструментов (пресс-форм, штампов);
  • не изготовлена ли часть предмета с использованием одного и того же механизма (инструмента);
  • не составляли ли они ранее одного целого и т.д.

Следы транспортных средств. Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, перемещения трупов, преступников, и т.д. Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта. Следы транспортных средств – это следы колес (основные) и выступающих узлов, а также отделившиеся от транспортного средства части и детали (дополнительные).

В зависимости от движения транспорта и колес в момент следообразования различают следы качения, скольжения и удара. Следы качения сходны по механизму образования со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Следы скольжения образуются при торможении, заносе, юзе. Следы удара – это вмятины, деформации, разрушения, образованные деталями транспортного средства при столкновении с другим транспортным средством и на различных преградах и объектах (на одежде и теле пострадавшего, заборах, столбах, дорожной инфраструктуре и т.д.). На самом транспортном средстве также могут остаться следы от объектов, с которым оно столкнулось.

Следы транспорта могут быть объемными (вдавленными) или поверхностными (отслоения или наслоения).

При осмотре следов транспортных средств измеряют:

  • колею – расстояние между осевыми линиями следов, оставленных правым и левым колесами, в сложных случаях измерение можно осуществить между одноименными боковыми границами следов, оставленных правым и левым колесами;
  • базу транспортного средства – расстояние между передней и задней его осями, для этого измеряется расстояние между углубленными вдавленными следами от передних и задних колес при стоянках транспорта на мягком грунте;
  • ширину следа – расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом (ширина следа обычно соответствует ширине беговой дорожки колеса;
  • глубину следа – расстояние между дном объемного следа и плоскостью поверхности, на которой он оставлен;
  • тормозной путь – длину следа торможения, т.е. расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки. По величине тормозного пути определяется скорость движения транспортного средства.

По следам можно определить модель транспортного средства, направление движения колесного транспорта, индивидуальные особенности протектора шин, цвет (по следам осыпавшееся краски) и другие характеристики, позволяющие выдвинуть версию о возможном автомобиле, оставившем данные следы.

Следы транспортного средства фотографируются по правилам масштабной фотосъемки, протяженные следы запечатлевают методом линейной панорамы. Объемные следы протектора, в котором отобразились индивидуальные особенности, фиксируются посредством изготовления гипсового слепка. Поверхностные следы могут изыматься на клейкую ленту, ошкуренную резину.

Следы транспортных средств могут быть объектом как трасологической, так и автотехнической экспертизы. Трасологическая экспертиза чаще всего решает следующие вопросы:

  1. Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства?
  2. К какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия?
    в каком направлении двигалось транспортное средство?

При проведении транспортно-трасологической экспертизы дорожнотранспортного происшествия может быть установлено взаиморасположение транспортных средств на проезжей части в момент столкновения, траектория перемещения на различных этапах столкновения (встречное, боковое, скользящее и т.д.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)