Система права, право публичное и частное, система российского права, отрасли права, материальные и процессуальные отрасли права

Характеристика и содержание отдельных отраслей права. Все отрасли права можно условно разделить на две большие группы: материальные и процессуальные.

Материальные отрасли (материальное право) — это отрасли, составляющие суть правовой системы и регулирующие главные общественные отношения, т. е. характеризующие в основном содержательные аспекты права.

Они охватывают очень широкую сферу общественных отношений и немного шире одной отрасли. Среди них — гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и другие отрасли права. Причем здесь наблюдается процесс формирования новых отраслей и подотраслей: например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое — в составе гражданского, космическое и атомное — в составе международного и т. д.

Отдельные ученые выделяют среди отраслей материального права первичные и вторичные (производные) отраслевые образования. При этом в рамках данных отраслей исследуются так называемые материальные регулятивные нормы, т. е. нормы права, которые регулируют различные общественные отношения, формируя позитивное поведение их участников.

Материальными будут и те охранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Например, нормы уголовного права по своей природе являются охранительными, и при этом признано, что нормы уголовного права — и материальные. К материальным следует отнести и те процедурные нормы, которые регламентируют порядок реализации материальных норм (диспозиций этих норм).

Процессуальные отрасли (процессуальное право) — это своего рода «подспорье» материальных отраслей, направленное на их обслуживание и обеспечение. Конечно, процессуальные нормы имеются во всех отраслях права, но есть и виды самостоятельной процессуальной деятельности: административный, арбитражный, законодательный процессы, основанные на процессуальных нормах. Однако пока еще они не образовали самостоятельных отраслей права, хотя предпосылки к этому имеются.

Иначе говоря, здесь мы имеем дело с нормами права, которыми устанавливается порядок применения норм материального права. Они содержат специальные процедуры возбуждения и рассмотрения в суде или иных органах государства гражданских, трудовых, семейных и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях. К процессуальным относятся также нормы права, определяющие правовое положение участников процесса (суда, истца и ответчика, обвинителя и защитника и др.), устанавливающие их права и обязанности.

В других отраслях права, таких, например, как административное право, трудовое право, также содержатся специальные нормы, которыми устанавливается порядок рассмотрения дел, споров. Эти нормы, будучи включенными в источник материального права, тем не менее относятся к процессуальному праву.

Эти нормы еще и процедурные. Их делят на два вида: опосредующие обычные формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права (порядок заключения сделок, порядок наследования и др.); регламентирующие процедуры позитивного (т. е. нормального) правоприменения (порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т. п.).

Важно подчеркнуть, что в настоящее время теоретики права большое внимание уделяют делению всей системы права на публичное и частное с учетом, конечно, материального и процессуального моментов. Однако, надо заметить, эта проблема ненова, она была известна еще в древности, и в тот период было немало сделано для ее исследования, и прежде всего в концептуальном плане.

Так, Аристотель делил право на две группы в зависимости от того, кто терпит от его нарушения — целое или отдельные члены целого. Еще ярче выставлено это различие у Демосфена, речь которого представляет ту особенную важность, что оратор предполагает мысль общеизвестной. Но наибольшую популярность приобрела формулировка, которую придал материальной точке зрения римский юрист Ульпиан: публичное право есть то, которое относится к пользе отдельных лиц.

Теория, придерживавшаяся формальной точки зрения, отражала публичное и частное на основании того, как распределяется инициатива защиты права от его нарушения, другими словами, обращала внимание не на содержание охраняемых интересов, а на порядок их охранения, не на то, что защищается, а на то, как защищается.

Если эта защита возбуждалась по инициативе того, чьи интересы нарушены, то мы имеем дело с частным правом. Если же нарушение интересов, обеспеченных правом, вызывало инициативу самого государства, нередко помимо и даже вопреки воле пострадавшего лица, то перед нами публичное право.

Своей законченности формальная теория права достигла только в трудах С. А. Муромцева. Наибольший успех она имела в России. Учитывая проверенные в прошлом плодотворные разработки в области деления системы права на публичное и частное право, некоторые современные российские теоретики права справедливо выделяют публичное и частное право «в зависимости от регулирования ими двух принципиально различных видов общественных отношений». Мы с такой постановкой вопроса солидарны, ибо такой подход к структуре системы права носит современную цивилитарную, рыночную направленность.

В частности, Г. Ф. Шешеневич, говоря о публичном праве, доказал, что в нем обособляется та часть норм, которая определяет прежде всего строение государства. Речь идет не только о существе государства, но и о правилах, на которых основывается организация власти в государстве. Это — государственное право. Но нельзя считать, что государственное строение определяется только нормами права.

Власть в государстве обусловлена этическими нормами. Кто является властвующим, как складываются отношения между различными органами власти — это вопрос не права, а соотношения общественных сил. Но поставленная перед правом государственная власть соприкасается с населением через массу своих структур, ей подчиненных и действующих на основании норм, исходящих от государственной власти. Отношение органов управления друг к другу и к гражданам основывается на праве, и потому эта часть норм имеет юридический характер.

Наука государственного права, далее рассуждал ученый, отличается от общего учения о государстве, будет ли она обоснована на философской или на социологической почве. Сама наука государственного права включает в себя общее (международное) государственное право и государственное право той или другой страны.

Наряду с государственным правом выделяется и административное право как совокупность норм права, определяющих соотношения между органами государственного управления и гражданами. Если государственное право обрисовывает устройство государства, то административное право раскрывает управленческую деятельность государственной власти.

Из области внутреннего управления Г. Ф. Шершеневич, в частности, выделяет по своему практическому значению финансовое право как совокупность норм права, определяющих способы приобретения и расходования государством материально‑финансовых средств, необходимых для осуществления им своих задач.

Сюда же относятся и нормы права, определяющие финансовое хозяйство таких союзов публичного характера, подчиненных государству, как города, управы и др. Охраняя установленный правовой порядок, государство обеспечивает его неприкосновенность в некоторых случаях его нарушения угрозой наказания.

В этой государственной деятельности раскрывается карательная функция государственной власти. Совокупность норм права, посредством которых государство соединяет с некоторыми правонарушениями правовые последствия в виде наказания, составляет уголовное право.

В нем также выражается деятельность государственной власти, а потому оно также представляет обособившуюся часть внутреннего управления. Имеется карательная власть (как функциональное проявление государственной власти), которая карает не потому, что имеет на то право в субъективном смысле, а потому, что находит это целесообразным и обладает к тому фактической возможностью.

К уголовному праву примыкают: криминология, изучающая преступление как социальное явление, особенно со стороны причин или факторов преступности (уголовная социология), а также преступника как своеобразный человеческий тип в физическом и психическом отношении (уголовная антропология); уголовная политика, вырабатывающая целесообразные меры борьбы с преступностью.

Устанавливая правила поведения как для граждан, так и для структур власти, государственная власть направляет свою деятельность на применение норм права к фактическим отношениям в конкретных случаях правонарушения. Эта функция государственной деятельности проявляется в процессуальном праве, под которым понимается совокупность норм права, устанавливающих систему действий суда в виде раскрытия в конкретных случаях применимости последствий той или иной нормы права.

Процесс выражается в трех формах: гражданский процесс, направленный на охрану частных прав; уголовный процесс, направленный на приложение наказания за совершенное преступление; административный процесс, направленный на устранение последствий неправильных действий того или другого органа власти.

Долгое время уголовный и гражданский процесс представляли нераздельное целое; дифференциация их как по органам суда, так и по принципам судопроизводства составляет явление позднейшего времени. Административная юстиция есть продукт совсем нового времени и не может еще считаться вполне определившейся.

В пределах государства, как показал Г. Ф. Шершеневич, а иногда и за его пределами располагается союз лиц, объединенных общностью религии, который носит название церкви. Жизнь такого религиозного союза поддается нормированию в двояком смысле: со стороны внутренних отношений среди членов церкви и со стороны внешних отношений церкви как общественного союза к государству как высшей властной организации.

На этой почве создалось двоякое право: каноническое и церковное. Отождествление этих двух терминов является неправильным. Под каноническим правом понимается право, содержащееся в канонах периода вселенских соборов. Каноническое право, следовательно, дает нам нормы, церковные по своему происхождению, хотя по своему содержанию они выходят за пределы интересов церкви, как, например, по вопросу о браке, собственности, владении, договорах. Церковное право дает нормы, церковные по своему содержанию, хотя своим происхождением они обязаны не церкви, а государству.

Мы согласны с тем, что в действительности следует признать, что каноническому праву вообще нет места в системе права. Это учение о нормах вообще историческое. Что касается церковного права, то, поскольку оно своим происхождением обязано государству, а по содержанию сегодня определяет положение церкви в государстве, права и обязанности граждан‑верующих, их правовое положение и др., оно есть часть публичного права.

По мнению Г. Ф. Шершеневича, в области частного права не замечается такой дифференциации, как в области публичного права. Почти вся она занята прежде всего гражданским правом (хотя сегодня это далеко не так). Обширность материала, содержащегося в гражданском праве, вызывает особый интерес к системе норм гражданского права.

Римские традиции передали новейшему времени институционную систему, т. е. систему, положенную в основу Институций Гая и Юстиниана. Эта система состоит из трех частей: о лицах, о вещах, об исках. Так как все гражданские правоотношения происходят между лицами по поводу вещей и охраняются исками, то институционной системе не достает главного — классификационного момента.

На смену ей явилась пандектная система, обязанная своей идеей В. Гюго, а своим распространением — Ф. К. Савиньи. Она распадается на четыре отдела: вещное право, обязательственное право, семейное право, наследственное право. При этом им всем предшествует общая часть, в которой говорится о субъекте, объекте, юридических сделках, защите права. Конечно, на стороне этой системы по сравнению с институционной все преимущества.

Рядом с гражданским правом в области частного права выдвинулось торговое право, которое сохраняет свою обособленность, пока торговый оборот выделяется из экономического оборота по своему коммерческому духу, печать которого падает и на торговое право.

Но теперь, когда предпринимательство охватило все стороны жизни людей, стерлись границы в бытовом отношении, стираются границы и в юридическом отношении. Каждая новая кодификация торгового законодательства охватывает все большую сферу народно‑хозяйственной жизни, и потому, естественно, дело может дойти до слияния торгового и гражданского права.

Пока торговое право не только сохраняет свою самостоятельность по отношению к гражданскому праву, но даже обнаруживает некоторую наклонность к дифференциации. Так, из торгового права выделяются с претензиями на самостоятельность вексельное, морское и страховое право.

Особенности землевладения и землепользования, под воздействием которых живет большая часть народа, вызвали выделение из частного права самостоятельной части в виде земельного права. К сожалению, юридическая мысль находится под сильным влиянием практики, которая пока не допускает обособления норм права в законодательстве и науке, и на Западе нет к тому достаточной побудительной причины.

В гражданском праве можно различать следующее: теория гражданского права, роль которой выполнялась в течение XIX в. римским правом, а теперь только еще ищет твердую опору в материале новейших гражданских законодательств; догма гражданского права, дающая систематическое изложение положительного гражданского права той или другой страны; гражданско‑правовая политика, которая только намечается и сильно отстает от уголовной и финансовой политики.

В этих областях за истекшее время возникли и новые части или элементы. В области публичного права — конституционное право, налоговое право, уголовно‑исполнительное право, арбитражный процесс, международное публичное право. В сфере частного права — предпринимательское право, коммерческое право, трудовое право и право социального обеспечения, аграрное право, семейное право, международное частное право и др. Однако эти обстоятельства только укрепляют содержательную составляющую «публичного и частного» компонентов системы права.

В настоящее время считается, что публичное право направлено на регулирование деятельности публичных институтов власти, государства (органов законодательной, исполнительной власти), других органов власти и управления (прокуратуры, различных контрольных, надзорных и прочих органов). Это регулирование государственной деятельности по управлению обществом.

В конечном счете такая деятельность направлена на обеспечение прав и интересов граждан, ее цель — создание порядка общественной жизни, наилучшим образом соответствующего интересам как всего общества в целом, так и каждого конкретного гражданина.

К отраслям публичного права сегодня обычно относят конституционное право, муниципальное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно‑процессуальное право, гражданско‑процессуальное право, все процессуальное нормы отраслей, международное публичное право.

Частное право, естественно, опирается на публичное, без которого оно может оказаться бессильным. В общей системе права эти составляющие тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Частное право своим существованием обязано наличию частной собственности. Это право — продукт развивающихся частногражданских отношений.

Свободные рыночные отношения, правовая поддержка и юридическая защищенность их участников, обеспечение их субъектов необходимыми правами — все это, конечно, приводит к возникновению правовых норм, регулирующих такие отношения, где определяющими становятся равноправие сторон, экономическая свобода, личная свобода граждан, их предприимчивость и др.

Частное право означает, что имеется определенная сфера отношений, вмешательство в которую государства нежелательно, а потому запрещено или ограничено. Поэтому частное право — это совокупность норм права, регулирующих, охраняющих и обеспечивающих отношения частных собственников в процессе производства и владения, пользования и распоряжения материальными объектами.

К отраслям частного права обычно относят гражданское право, предпринимательское право, коммерческое право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право и др. В настоящее время в структуре системы права выделяют и рассматривают также внутригосударственное (национальное) и международное право.

Внутригосударственное право — совокупность норм права, созданных правотворческими органами того или иного национального государства и регулирующих общественные отношения, складывающиеся внутри страны.

К международному праву относятся нормы права, источниками которых являются международно‑правовые договоры, причем различают международное частное (связанное в основном с экологической сферой) и международное публичное (связанное в основном с политической и публичной сферой) право.

В современном мире международное право приобретает огромное значение в связи с тем, что межгосударственные связи помогают государствам совместно, бесконфликтно решать многие сложные проблемы и двигаться вместе по пути прогресса.

Неслучайно поэтому многие страны справедливо признали нормы международного права для себя обязательными, а отдельные из них наряду с международными договорами включают в национальные системы права также общепризнанные принципы и нормы международного права.

К числу этих государств относится и Российская Федерация, в Конституции которой сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Изучение этих проблем ведут в настоящее время многие ученые юристы. Но уже сейчас можно сделать такое заключение: нормы международного права, становясь при определенных обстоятельствах составной частью российской правовой системы, не образуют самостоятельной отрасли права.

Однако иное соотношение норм международного национального права имеет место в странах Европейского союза. В этих странах степень проникновения норм наднационального, в особенности норм международного регионального права значительно больше, чем в других государствах мира.

Системы права стран Европейского союза уже находятся в зависимости от многих норм наднационального европейского права, и эта тенденция постепенно усиливается. Нормы внутригосударственного (национального) права все более стандартизируются решениями Европейского суда по правам человека.

Различаются следующие основные отрасли: конституционное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора, арбитражно‑процессуальное, гражданско‑процессуальное и уголовно‑процессуальное право и другие.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной системы.

Таким образом, конституционное право определяет основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Доминирует авторитарный метод.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод для регулирования данных отношений автономный. Уголовное право охраняет права и свободы личности, собственность, общественный и государственный строй. Господствует авторитарный метод. Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и членством в семье.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)