Система потенциалов современной региональной экономики

Для разграничения понятий и содержания исследуемых экономических категорий необходимо:
учитывать местные ресурсы и специфику при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

опираться на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;
обеспечивать страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, и эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах.

Понятие регион рассматривается со следующих позиций:

географической (расположение, величина территории и количество населения);
производственно-функциональной (специфика преобладающих видов деятельности);
градостроительной (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
социологической (нормы общения, поведения).
Регион, как целостную систему характеризуют:
высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;
многоконтурность управления; иерархичность структуры;
значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;
неполная определенность состояний элементов.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
системообразующая база;
обслуживающий комплекс;
экология;
население;
инфраструктура рынка.

Таким образом, регион можно рассматривать как территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных диспропорций внутри региона и охраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Важнейшим признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. Управляемости способствует целостность региона. Органы власти должны обеспечивать управление всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

В тоже время, с регионом связан ряд других понятий. Организация объединенных наций (ООН) для оценки эффективности социально-экономической политики, проводимой в разных странах мира, предложила систему индикаторов «Цели развития на пороге тысячелетия» (ЦРТ).

Сформированные в рамках ЦРТ ориентиры позволяют оценить уровень социально-экономического развития в каждой конкретной стране, анализировать эффективность государственной политики в социальной сфере.

Для России работа по созданию системы ЦРТ была выполнена в 2005 году группой независимых экспертов по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) в рамках подготовки Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.

Цели в области развития на пороге тысячелетия представляют собой программу по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни. Программа принята 147 главами государств и представителями 189 страны, включая Российскую Федерацию, на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г.

По каждой цели сформулированы задачи с указанием количественных параметров, которые необходимо достигнуть в течение 15 лет – с 2000 по 2015 г. Для мониторинга результатов работы по достижении каждой из целей сформулированы примерные показатели. Понятие «устойчивое развитие» было сформулировано в июне 1992 года на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро.).

Устойчивое развитие рассматривается как развитие, которое порождает экономический рост, но справедливо распределяет его результаты, восстанавливает окружающую среду в большей мере, чем разрушает ее, увеличивает возможности людей, а не обедняет их.

Это развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечению их участия в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого находится человек, ориентированное на сохранение природы, обеспечение занятости, реализацию прав женщин. Экономическое развитие означает не только изменения непосредственно в экономике, но и влияние на широкие сферы жизни местного населения.

Приводится следующая группировка:
Экономическое развитие, как решение проблемы. При данном подходе главное заключается в определении проблемы; способов ее решения; порядка реализации выбранного решения; установлении обратной связи. Экономическое развитие, как управление предпринимательской активностью. Ключевая идея заключается в том, что роль бизнеса в экономическом развитии является определяющей в сравнении с ролью органов управления, регулирующих социальные ожидания в соответствии с потребностями экономики.

Экономическое развитие, как создание «машины роста». Она представляет собой коалиционную систему местных органов власти с определенными профсоюзами и предпринимателями, деловые интересы которых связаны с данной сельской местностью.

Экономическое развитие, как сохранение природной и социальной среды. Этот подход часто называют экологической или «территориальной моделью». В его рамках особое внимание уделяется не внешним экономическим стимулам, а местным интересам и тем внутренним катализаторам, которые способствуют развитию местных сообществ.

Экономическое развитие, как реализация человеческого потенциала. Главная идея – необходимость усиления внимания местных органов управления к максимальному использованию потенциала населения как важнейшего условия экономического развития.

Экономическое развитие, как результат руководства. То, на сколько влиятельным, и представительным является местное административно-территориальное руководство, предопределяет способность местного населения сплотиться для решения проблем.

Экономическое развитие, как поиск социальной справедливости. Этот подход привлекает особое внимание к необходимости помнить о наиболее уязвимых слоях и группах населения и уважать их право определять свое будущее.

В развитии этого понятия необходимо рассмотреть термин «устойчивое жизнеобеспечение населения». Под приведенным термином подразумевают подход к определению, описанию и расчету мер, необходимых для преодоления бедности на разных уровнях: домохозяйства, сообщества, страны, региона.

Суть подхода заключается в том, чтобы сначала выяснить, что домохозяйство уже имеет в своем распоряжении, определить область оптимального применения имеющихся ресурсов и затем формировать систему мер по выходу из кризиса. Применение подхода устойчивого жизнеобеспечения означает мобилизацию «того, что есть».

В результате исследований, определены наиболее существенные понятия, к которым относят: «принципы устойчивого жизнеобеспечения», «пять капиталов». Проекты, реализуемые на территориях, опираются на принципы устойчивого жизнеобеспечения, они должны быть:

ориентированы на людей, вовлеченных в сферу деятельности проекта;

это означает, что при планировании проекта следует учитывать социальную культурную среду, различия между отдельными группами людей;

разработаны с участием населения: одним из основных проектных мероприятий должна быть разработка механизмов сбора, обработки, анализа данных, полученных от целевой группы проекта и определение на этой основе плана действий;

многоуровневыми проектами: необходимо учитывать, как и каким образом, процессы, происходящие на макроуровне, влияют на формирование стратегии жизнеобеспечения на уровне домохозяйства;

партнерскими проектами, для осуществления которых следует формировать государственно-частные партнерства: устойчивыми проектами, обязательным условием является определение и
обеспечение баланса между четырьмя векторами устойчивости – социальным, экономическим, экологическим и институциональным;

динамичными, они должны принимать во внимание изменчивость стратегии жизнеобеспечения и быть способными гибко реагировать на меняющиеся ситуации во внешней и внутренней среде участников проекта.

Для поднятия уровня и качества жизни необходима мобилизация имеющихся ресурсов, которые объединены в «пять капиталов».

К ним относятся: человеческий капитал: навыки, знания, здоровье и способность к работе;
знания своих гражданских прав; социальный капитал: формальные и неформальные социальные связи и взаимоотношения с окружающими, ответственность и способность адаптиро-
ваться к переменам; природный капитал: природные ресурсы, окружающая среда, а также те
возможности, которые они предоставляют; физический капитал: к этой категории относятся производимая в хозяйстве продукция и существующая физическая инфраструктура; финансовый капитал: финансовые ресурсы в любом виде (деньги, акции,
ценные бумаги).

На ценность того или иного капитала влияют такие внешние факторы, как действующая политика развития и поддерживающие эту политику социальные и общественные институты, связанная с ней деятельность предприятий и организаций.

Рассмотрим динамику инвестиционного климата на примере Калужской области. Определим характеристики территории как социально-экономической системы:
открытость, позволяющая обмениваться с внешней средой информационными материалами, финансовыми, миграционными и другими потоками;

сложность, определяемая многими подсистемами, входящими в общую систему;
двойственность: регион является объектом (по отношению к федеральному уровню) и субъектом (по отношению к соответствующим элементам нижестоящего уровня) управления; активность, проявляющаяся в способности властей к разработке и реализации соответствующей политики.

Инвестиционная привлекательность регионов представляет собой совокупность многих объективных признаков, возможностей, средств и ограничений, обусловливающих возможность привлечения инвестиций в основной капитал региона.

Интегральный (суммарный) инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические показатели региона, такие как состояние и насыщенность территории производством товаров и услуг, кадровый потенциал региона, потребительский спрос населения, развитие рыночной инфраструктуры, развитие средств связи и телекоммуникаций, состояние и протяженность транспортных сетей, состояние объектов вложения инвестиций и др.

Инвестиционный риск в регионе характеризует вероятность потери вложенных инвесторами в экономику региона средств и дохода от них, а также вероятность неполного использования инвестиционного потенциала региона.

Интегральный (суммарный) инвестиционный потенциал региона складывается из частных инвестиционных потенциалов. В том числе, следующих потенциалов: трудового, потребительского, производственного, финансового. А, также: институционального, инфраструктурного, инновационного, и природно-сырьевого потенциалов.

Трудовой (интеллектуальный) потенциал региона определяется уровнем образования населения и обеспечения производственного сектора экономики, социальной сферы и управления квалифицированными кадрами.

Потребительский потенциал характеризует совокупную покупательскую способность населения региона и является одним из важных параметров, влияющих на инвестиционную привлекательность региона.

Производственный потенциал региона характеризует совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе, определенный среднедушевым объемом ВРП.

Финансовый потенциал региона характеризует среднедушевой объем налогооблагаемой базы, прибыльность работы предприятий региона, структуру доходов и расходов консолидированного бюджета.

Институциональный потенциал региона характеризуется степенью развития ведущих институтов рыночной экономики, т.е. наличием организационных структур, обеспечивающих благоприятные условия для деловой активности хозяйствующих субъектов и инвесторов в регионе.

Инновационный потенциал региона характеризуется степенью развитости региональной инновационной инфраструктуры, наличием и уровнем имеющихся в регионе инновационных разработок, их внедрением в производство, объемом инновационной продукции, региональным законодательством, стимулирующим инновационную деятельность.

Инфраструктурный потенциал региона определяется его географическим положением, близостью к внутренним рынка сбыта продукции и внешнеторговым выходам России. Природно-ресурсный потенциал региона характеризуется средневзвешенной обеспеченностью населения балансовыми запасами основных видов природных ресурсов.

Представим ситуацию на примере Калужской области В 2003 году, по интегральному инвестиционному потенциалу, являющемуся главным показателем инвестиционного климата, Калужская область в рейтинге регионов России занимала 40-е место, что ниже уровня 1995 года (33-е место).

По инвестиционному потенциалу в 2003 году Калужская область находилась лишь на 10-м месте среди 18 регионов ЦФО. В течение 2000-2003 годов наблюдался ежегодный, но крайне медленный рост интегрального инвестиционного рейтинга области. Однако объем иностранных инвестиций быстро снижался.

В 2003 году их доля в общем объеме инвестиций составила 9,0%. Доля прямых иностранных инвестиций была еще меньше – всего 0,79%, а в объеме внутренних инвестиций – 0,86%. Это в 15-20 раз меньше величины, необходимой для устойчивого роста (7-8% в год) ВРП Калужской области.

«Золотая середина», которую занимала область в рейтинге регионов по трудовому потенциалу, была малопривлекательна для инвесторов. Сохранялось сложное положение с квалифицированными кадрами, необходимыми для успешного развития экономики области. Многие специалисты, особенно молодые, предпочитали уезжать в Москву, Санкт-Петербург. Вызывало беспокойство качество подготовки специалистов.

Наблюдался низкий уровень среднедушевых доходов населения области. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2003 году составляла 33,2%, что в 1,5 раза было выше среднероссийского показателя (22,5%). Низкий уровень доходов населения области приводил к низкому уровню потребления основными продуктами питания. Регион находился в «лидерах» среди регионов ЦФО по относительному объему ветхого и аварийного жилья и стоимости жилья.

Объем промышленной продукции в 2003 году, по сравнению с 1995 годом, вырос в сопоставимых ценах на 54%, но по этому показателю область в 2003 году занимала лишь 46-е место в России и 13-е в ЦФО.

Катастрофическое положение сложилось в сельском хозяйстве, где отсутствовала стратегия путей дальнейшего развития, не были определены приоритетные направления.

Направления решения стоящих перед Калужской областью проблем были сформулированы в 2007 году официальным документом – «Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года».

В подготовке стратегии, кроме региональных специалистов, приняли участие эксперты Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ, ФГУП ЦНИИАТОМИНФОРМ, Московской высшей школы социально-экономических наук, Центра
стратегических исследований ЦФО.

В рамках разработки стратегии был проведен комплекс исследований и разработок. Исследования позволили определить структурные приоритеты развития инновационного и инвестиционного комплексов региона.

Инновационная система региона строится на трех базовых элементах: зако-нодательном обеспечении инновационной и инвестиционной деятельности, развитии инновационной инфраструктуры, насыщении сферы инноваций высококвалифицированными кадрами.

Используя рычаги управления, руководители регионального и муниципальных уровней влияют на значения измеримых параметров, что, в конечном итоге, способствует социально-кономическому развитию Калужской области.

В то же время, региональную инновационную систему нельзя сводить только к перечню индикаторов и отдельных свойств элементов системы. Система представляет собой развернутую взаимосвязанную картину, объективно отражающую осуществление перехода региона от инерционного к инновационному пути развития, с учетом капиталовложений иностранных инвестиций.

Подобная схема управления происходящими процессами обеспечивает поддержание инновационной активности и исключает несовершенство и неэффективность отдельных звеньев системы.

В условиях рыночной экономики территориальные образования конкурируют между собой. Территории ведут борьбу за привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и, в конечном итоге, за повышение уровня жизни населения и перспективы инновационного развития.

Добиться этого можно, улучшая общие условия производственной деятельности, развития бизнеса, делая территорию привлекательной для проживания и временного пребывания. Проведенный анализ развития указанного субъекта РФ за истекший период,
позволяет сделать вывод о том, что благодаря иностранным инвестициям (при этом прямые иностранные инвестиции составили, почти 90% от общего объема иностранных инвестиций), фактически в регионе проведена повторная индустриализация.

За анализируемый период построено больше 1 млн. м.2 производственных площадей, в 2,5 раза увеличен объем промышленного производства. За все время советской власти и постперестроечный период Калужская область таких результатов не достигала.

Это наглядно подтверждается сравнением показателей производительности труда на предприятиях новой экономики – созданных за последнюю пятилетку, и традиционных.
Разница в производительности труда у них по валовому выпуску на одного работника составляют более 1500%, то есть на предприятиях новой экономики производительность в 15 раз выше.

Если брать такой показатель, как прибыль на одного работника – то, получаем такую же картину – 1002% (744,5 тыс. руб. и 74 тыс. руб.). Соответственно, и разница в зарплате тоже кратная – 253%, и 364% – разница в уплаченных налогах.

Важно отметить, что примерно 92% работников всех компаний, а их больше 30, – это 37 тысяч человек, которые постоянно проживают в Калужской области. Сравнивая ситуацию в области до начала реализации региональной экономической политики, и ситуацию сегодня, можно сделать вывод о том, что регион был бы на 7-м месте в ЦФО по уровню зарплаты. А сегодня Калужская область на 3-м месте после Москвы и Московской области.

Активное участие в инвестиционной деятельности принимают такие западные компании, как: «General Electric» (США), «Samsung» (Корея), «L’Oreal» (Франция), «KT&G» (Корея), «SAB-Miller» (ЮАР), «Hemofarm» (Сербия) и другие.

Важно отметить, что приход крупных иностранных компаний в Калужскую область создал здесь конкурентную среду. Но, в тоже время, следует отметить ряд серьезных проблем, требующих обдуманных, взвешенных и конструктивных решений:

– Иностранные инвесторы создают на территории области предприятия исключительно со 100% иностранным капиталом.
– Наблюдается нежелание передавать передовые технологии, ноу-хау, управленческий опыт и т.д.
– Региональные предприятия традиционной промышленности не привлекаются в процесс модернизации производства с использованием иностранного капитала.

– Предоставляемые иностранным инвесторам преференции, зачастую недоступны для предприятий традиционной промышленности.
– Иностранные инвестиции в регион ориентированы на создание промышленных зон, а не на полноценный цикл от разработки продукции до ее производства и реализации.

– Население неоднозначно оценивает социально-экономическую динамику развития региона.

Констатируя положительную динамику привлечения иностранных инвестиций в экономику Калужской области, необходимо осознать необходимость перехода на новый этап развития.

Осознать, опираясь, в частности, на стратегию интерактивной модернизации, предусматривающую переход от заимствования к инновациям. Безусловно, деятельность по привлечению иностранных инвестиций требует выполнения целого ряда условий, критериев, которым должны удовлетворять как проекты, так и стратегии развития страны и регионов.

Но вернемся к рассмотрению теоретических понятий, относящихся к региону. Региональное разделение труда, как специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

Промышленный узел, как группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация, как территориально-хозяйственное сочетание, которое: возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;
отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;
показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК), как значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс, как интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономический район, как целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

Экономические зоны, как группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.). Основными элементами экономической системы являются:

социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

организационные формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Под хозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.
Различаются следующие модели рыночных систем.

Американская модель. Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель. Данная модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции: и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом: рынке.

Шведская модель. Она отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Германская модель. Данная модель сформировалась на основе предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. При этом
особым покровительством пользуются. Мелкие, средние предприятия, фермерские хозяйства.

Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

В российских условиях система регионального управления имеет свои особенности.
Новые отношения создаются в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования.

Регион выступает основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. Формируются партнерские отношения между регионом, муниципалитетами, производственным звеном. Субъекты регионального управления всесторонне поощряют, стимулируют предпринимательскую деятельность.

Требуется законодательно закрепить функции, компетенции и ресурсы регионов в строгом соответствии с целями управления и объемом решаемых задач.

К числу основных задач регионального управления следует отнести:
обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно- технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Выделяют следующие, основные принципы территориального управления. Децентрализация, как перемещение принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка.

Партнерство, как отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали.
Субсидиарность, как выделение финансовых ресурсов под заранее определенные цели.
Мобильность и адаптивность, как способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды.

Выделенной компетенции, как дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. Под методами регионального управления понимается совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона.

В практике регионального управления используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)