Система и методология комплексного анализа хозяйственной деятельности

1. Комплексный экономический анализ и его роль в управлении деятельностью организации
2. Системный подход в комплексном анализе и способы его реализации
3. Блок-схема проведения комплексного анализа

1. Комплексный экономический анализ и его роль в управлении деятельностью организации

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о его деятельности. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей информации.

Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия.

Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники.

При таком понимании управленческого бухгалтерского учета собственно бухгалтерский учет, планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются как единое целое.

Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии (агентами), поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового – внешнего.

В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику. Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности представлена на рис 9.1.

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, таки опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство).

Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций исходя из своих интересов. Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности — субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и др.

Итак, субъектами внутреннего управленческого анализа являются только руководство и привлекаемые им аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия — о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и т.д.

Интересно
Палитра субъектов внешнего финансового анализа весьма разнообразна, но все эти субъекты анализа могут использовать, как правило, только данные публичной финансовой отчетности о деятельности предприятия. Стандартизация финансового учета и публичной финансовой отчетности призвана оберегать интересы всех партнеров (корреспондентов) предприятия, в то же время сохраняя коммерческую тайну предприятия.

Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которогоруководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию.

Причем возможности руководства в вопросах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внешних пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Такой анализ можно называть комплексным управленческим анализом.

Управленческий анализ имеет своей целью обеспечить аналитически принимаемые решения в управлении предприятием, т.е. сводится по существу к обоснованию управленческих решений. Крупнейшие корпорации мира и многие регионы, столкнувшись в условиях глобализации с обострением конкуренции, переходят на современные технологии управленческого учета и анализа.

Суть в том, что финансовые и товарные потоки, имущество и обязательства (долги) и другие показатели хозяйственной деятельности учитываются и анализируются не порознь, а в комплексе и на автоматизированной основе.

Современный бизнес требует быстрого решения сложнейших задач. Комплексный управленческий анализ не позволяет допустить затоваривание, закупки по завышенным ценам, «зависание» денег на счетах и, наконец, кардинально ограничивает возможности хищений.

Понятие управленческого анализа шире понятия комплексного управленческого анализа. Управленческий анализ включает в себя как тематический анализ отдельных показателей и сторон хозяйственной деятельности, так и комплексный анализ в целях управления.

Тематический анализ отдельных показателей или групп показателей, отдельных сторон хозяйственной деятельности (снабжение, производство, сбыт), отдельных производственных и финансовых отношений (инвестирование, кредитование, аренда и т.д.) осуществляется прежде всего в целях регулирования и оперативного управления хозяйственной деятельности как одной из главных функций управления.

Тематический анализ может быть и прогнозным, перспективным, а также ретроспективным текущим анализом. Наибольший эффект от тематического анализа получают, когда он проводится как составная часть комплексного анализа с учетом его целей и во взаимной связи с другими темами анализа.

Понятие комплексного управленческого анализа может относиться к разным объектам управления – отдельные подразделения предприятия, отдельные стороны и сегменты деятельности, отдельные центры затрат, другие центры ответственности и т.д. Но основной объект для комплексного анализа – организация в целом.

Комплексный анализ должен стать тем инструментом, с помощью которого анализ хозяйственной деятельности должен выполнять свою многоцелевую функцию в современном управлении производством. Комплексный экономический анализ выступает как средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта.

Методологическую основу комплексного анализа составляют принципы материалистической диалектики и современного сисанализа, который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе. Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия. Главное отличие комплексного анализа заключается в особенности подхода к изучению хозяйственной деятельности.

К основным понятиям комплексного анализа относятся: полнота, или всесторонность, системность, наличие единой цели, согласованность и одновременность анализа. Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон хозяйственной деятельности предприятия (снабжение, производство, продажа товаров и их потребление), всех видов анализа деятельности предприятия (производственный и финансовый, сплошной и выборочный, перспективный, ретроспективный, текущий периодический и оперативный анализ, анализ организации в целом и внутрихозяйственный и межхозяйственный сравнительный, внешнеэкономических связей, социально-экономический анализ, факторный и балансовый, горизонтальный, вертикальный, трендовый и коэффициентный анализ, детерминированный и стохастический, функционально-стоимостной, технико-экономический и другие виды анализа).

Но для характеристики экономического анализа как комплексного анализа недостаточно определить его как полный анализ, т.е. анализ всех сторон хозяйственной деятельности с применением всех видов анализа. Комплексный анализ не есть простая сумма анализов отдельных сторон производства и отдельных обобщающих показателей.

Полный и всесторонний анализ – только одно из условий достижения его комплексности. Другим необходимым условием комплексности анализа является использование в анализе единой цели, позволяющей объединить отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему. Единая цель выступает организующим началом согласования и результатов экономического анализа предприятия в целом с результатами анализа отдельных его частей или сторон.

Целостность анализа и его целенаправленность характеризуют комплексный анализ как системный. Системность комплексного анализа проявляется также в определенной, логически обоснованной последовательности рассмотрения показателей хозяйственной деятельности.

Причинно-следственные связи, формирующие конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его экономические показатели, являются основой для построения упорядоченной последовательности комплексного анализа.

Важнейшим элементом методики комплексного анализа является использование программно-целевого метода решения сложных проблем.

Это означает, что в комплексном экономическом анализе последовательно осуществляются следующие стандартные процедуры:

  • определение целей и задач анализа;
  • построение факторных моделей анализируемых показателей;
  • определение источников информации;
  • распределение обязанностей между исполнителями;
  • оценка и использование результатов анализа.

Разработка и внедрение методики комплексного анализа хозяйственной деятельности должны способствовать повсеместному переходу к комплексному выявлению и оценке резервов предприятий, отказу от исчисления чисто умозрительных «счетных» резервов, получаемых в результате локального, изолированного анализа отдельных показателей деятельности.

Комплексный управленческий анализ коммерческой организации, имеющей целью получение прибыли, учитывает все факторы получения прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансовой устойчивости, т.е. все блоки основных групп показателей, указанных в схеме формирования экономических показателей предприятий на рис. 9.2.

Он особенно необходим при формировании комплексного бизнес-плана создания новой фирмы или годового и долгосрочного плана действующей фирмы, при подведении итогов выполнения бизнес-планов, комплексной оценке хозяйственной деятельности.

2. Системный подход в комплексном анализе и способы его реализации

Объективные предпосылки системного анализа содержатся в самой экономике предприятия, рассматриваемой как сложная, динамичная и самоуправляемая система, обладающая свойствами целостности и внутренней активности.

Анализ целостных свойств хозяйственной деятельности, выявление всесторонних связей и зависимостей между различными сторонами и видами этой деятельности с точки зрения ее целостности отличительная особенность системного анализа.

При проведении системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов. Рассмотрим содержание этих этапов применительно к анализу хозяйственной деятельности предприятия.

Целевой этап. Объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции.

На входе этой системы материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов на выходе — материально-вещественные потоки готовой продукции. В результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся продукцией.

Целью работы предприятия является рентабельность авансирования капитала (активов). Задача системного анализа рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности.

Экономический принцип деятельности предприятия состоит в обеспечении либо максимального выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо при альтернативно заданном выпуске продукции минимального расхода ресурсов. Условия работы предприятия определяются системой экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями, т.е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов и других реквизитов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет называют в рыночной экономике языком бизнеса (предпринимательства). Основные функции предприятия-товаропроизводителя (покупка производственных факторов, изготовление продукции (услуг), продажа товаров) находят отражение в денежном кругообороте:

  1. Денежный оборот, отражающий реальный процесс предпринимательской деятельности, фиксируется в комплексной системе бухгалтерского учета, благодаря которому формируется информационная система предприятия — необходимая база системного экономического анализа.
  2. Параметрический этап. На этом этапе главную цель функционирования производственной системы представляют в виде иерархии подцелей (дерева целей). Процесс построения дерева целей заключается в разработке качественных характеристик (параметров) функционирования системы — обобщающих и частных показателей хозяйственной деятельности. При этом следует стремиться к тому, чтобы выбранные параметры (показатели) наиболее точно отражали сущность соответствующих экономических процессов и явлений. Таким образом, отбор показателей, характеризующих деятельность предприятия, составляет суть второго этапа.
  3. Модельный этап. На данном этапе строят информационную модель хозяйственной деятельности, т.е. модель формирования экономических факторов и показателей. Определяют ее главные элементы и структуру, составляют общую блок-схему взаимосвязей основных групп показателей, формализуют связи между ними. Наиболее содержательную и законченную форму имеет общая схема формирования и анализа основных групп показателей хозяйственной деятельности, представленная на рис. 9.2.
  4. Факторный этап заключается в развертывании обобщающих, синтетических показателей деятельности предприятия в систему аналитических, факторных показателей, из которых формируются эти обобщающие показатели. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определять силу и направление их воздействия на обобщающие показатели создает основу для управления хозяйственной деятельностью через выходные параметры, что наиболее эффективно, поскольку имеет характер спрогнозированного (упреждающего) воздействия. Этот этап завершается созданием формализованных факторных моделей различных показателей хозяйственной деятельности.
  5. Расчетно-аналитический этап. На данном этапе испытывают построенные на предыдущих этапах факторные модели взаимосвязей показателей, собирают конкретные сведения о работе предприятия для заполнения созданных моделей, выполняют необходимые расчеты для определения факторного взаимовлияния показателей.
  6. Оценочный этап. Этот этап завершающий и включает обобщение результатов анализа, объективную оценку работы предприятия и имеющихся резервов, выработку предложений и рекомендаций по использованию резервов, повышению эффективности хозяйственной деятельности.

3. Блок-схема проведения комплексного анализа

В экономике, как и в других науках, выявляются объективно существующие законы, проявляющиеся в системе экономических категорий. Как в «таблице Менделеева» периодической системе элементов материального мира, в экономике есть своя система объективно существующих категорий, связанных между собой.

Категории в реально существующей хозяйственной деятельности получают отражение в показателях, которые используются человечеством в управлении хозяйственной деятельностью.

Таким образом, хозяйственная деятельность характеризуется взаимосвязанной системой показателей, являющейся базой комплексного анализа (см. рис. 9.2). Рассмотрим в общем виде взаимосвязь основных показателей хозяйственной деятельности.

Основа всех экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия — технико-организационный уровень (блок 1), т.е. качество продукции и используемой техники, прогрессивность технологических процессов, техническая и энергетическая вооруженность труда, степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, длительность производственного цикла и ритмичность производства, уровень организации производства, труда и управления.

Техническая сторона производства непосредственно не является предметом экономического анализа. Но экономические показатели изучаются в тесном взаимодействии с техникой и технологией производства, его организацией, и экономический анализ в этом случае приобретает характер технико-экономического анализа.

На уровень экономических показателей значительное влияние оказывают природные условия. Это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве, добывающей промышленности. Степень использования природных ресурсов во многом зависит от состояния техники и организации производства и изучается наряду с показателями технико-организационного уровня производства.

Экономические показатели характеризуют не только технические, организационные и природные условия производства, но и социальные условия жизни производственных коллективов, внешнеэкономические связи предприятия — состояние рынков финансирования, купли и продажи.

От этих условий зависит степень использования внеоборотных и оборотных активов, в том числе производственных ресурсов: средств труда (блок 2); предметов труда (блок 3); живого труда (блок 4). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.

Эффективность использования производственных ресурсов проявляется:

  • в объеме и качестве произведенной и проданной продукции (блок 5);
  • в величине потребления или затрат ресурсов (блок 6), т.е. в себестоимости продукции;
  • в величине примененных ресурсов (блок 7), т.е. авансированного для хозяйственной деятельности капитала (активов), в том числе внеоборотного (основного) и оборотного.

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли от продаж (а с учетом сальдо операционной и внереализационной деятельности — бухгалтерскую прибыль, т.е. прибыль до налогообложения) и рентабельность продукции, а также затраты на 1 руб. продукции (блок 8).

Сопоставление показателей объема продукции и величины авансированных основных и оборотных средств характеризует воспроизводствои оборачиваемость всего авансированного капитала (актива) (блок 9), в том числе фондоотдачу основных производственных фондов (средств) и оборачиваемость оборотных средств.

Полученные показатели в свою очередь в совокупности определяют уровень рентабельности активов предприятий (блок 10). Уровень общей рентабельности отражает не только прибыль от продажи продукции, но и другие финансовые результаты.
От выполнения плана по прибыли и в целом финансового плана, с одной стороны, и от оборачиваемости оборотных средств, с другой стороны, зависят финансовое состояние и платежеспособность предприятия (блок 11). Такова принципиальная схема формирования обобщающих экономических показателей хозяйственной деятельности коммерческой организации (предприятия).

Обобщающие показатели каждого блока называют синтетическими, например, объем проданной продукции — синтетический показатель для блока 5; полная себестоимость этой продукции — для блока 6. Синтетический показатель одного блока, являющийся выходом из этого блока подсистемы, для другого, соподчиненного с ним, будет играть роль входа.

Иначе говоря, посредством этих обобщающих показателей осуществляется связь между отдельными блоками в системе экономического анализа. Каждый блок как относительно обособленная система характеризуется системой аналитических показателей, из которых складываются эти обобщающие показатели.

Главное место в методологии системного анализа хозяйственной деятельности занимают универсальные принципы иерархического построения аналитических показателей. Система аналитических показателей должна отражать реальные процессы и явления и быть адекватной им.

Количество показателей должно быть достаточным, их набор должен быть полным для объективной оценки результатов хозяйственной деятельности и достигнутого уровня использования производственного потенциала, скрытых резервов производства. Система показателей должна включать как результатные, так и факторные параметры хозяйственной деятельности.

Она должна всесторонне освещать не только хозяйственную деятельность предприятия в целом, но и результаты труда каждого структурного подразделения, учитывать зависящие от него факторы повышения эффективности производства, давать возможность объективно оценивать вклад отдельных исполнителей в общие результаты работы.

Система показателей должна правильно отражать также результаты и факторы интенсификации хозяйственной деятельности.

Интенсификация затрагивает все стороны хозяйственной деятельности предприятия: политику инвестиций, научно-технический прогресс, улучшение использования производственного потенциала, совершенствование организации труда и производства, активизацию экономических интересов каждого работника, соблюдение режима экономии и бережливости.

Интересно
Интенсификация — объективная закономерность. Конечным результатом интенсификации является повышение эффективности хозяйственной деятельности. В показателях эффективности — производительности труда, материалоемкости, фондоотдачи, себестоимости, прибыли, оборачиваемости капитала, рентабельности активов — интенсификация получает свое полное и законченное выражение, если они рассматриваются в целом, а не изолированно один от другого.

На основе информационной модели хозяйственной деятельности, т.е. модели формирования экономических факторов и показателей (см. рис. 9.2), составляется общая блок-схема комплексного экономического анализа, классифицируются факторы и показатели, формализуются связи между ними (рис. 9.3).

Комплексный экономический анализ проводится в три этапа:

  • предварительный обзор обобщающих показателей (чтение отчетности;
  • углубленный анализ всех показателей по блокам в их взаимосвязи;
  • по итогам глубокого анализа всех показателей и всех сторон хозяйственной деятельности дается обобщающая оценка эффективности работы предприятия.

Рассмотрим основы методики (методологию) основных Показателей в последовательности блоков комплексного управленческого анализа.

Блок 1. Анализ технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности. Факторами повышения экономической эффективности являются техническое и организационное развитие, внешнеэкономические, социальные и природные условия хозяйственной деятельности.

Совершенствование технико-организационного уровня хозяйственной деятельности — комплексный непрерывный процесс ее рационализации, охватывающий научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства и производимой продукции, структуру хозяйственной системы и уровень организации производства и труда, хозяйственный механизм и уровень организации управления и использования методов хозяйствования.

В сферу управленческой деятельности входят также управление внешнеэкономическими связями, социальным развитием трудовых коллективов и использованием человеческого фактора в производстве, а также природоохранной деятельностью и рациональным использованием природных ресурсов.

Методологически такие факторы повышения экономической эффективности производства, как внешнеэкономические, социальные и природные условия, можно рассматривать как самостоятельные темы экономического анализа или как составные части темы анализа технико-организационного уровня хозяйственной деятельности.

Повышение технико-организационного уровня и других условий (внешнеэкономических, социальных и природных) в любой отрасли материального производства в конечном счете проявляется в уровне использования всех трех элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда.

Качественные показатели использования производственных ресурсов производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, — являются одновременно и показателями экономической эффективности повышения технико-организационного уровня и других условий производства.

Методологически следует различать показатели экономической эффективности повышения технико-организационного уровня и показатели самого уровня, т.е. состояния техники, технологии, организации производства и управления. Примерное содержание анализа показателей достигнутого технико-организационного уровня (состояния) приведена на рис. 9.4.

Круг аналитических показателей в схеме может быть расширен и детализирован. В понятии «технико-организационный уровень» органически сочетаются технические и организационные факторы производства, являющиеся факторами его интенсификации.

Анализ частных показателей интенсификации, а именно производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и оборачиваемости оборотных средств, следует осуществлять по факторам технико-организационного уровня производства, которые учитываются при планировании качественных показателей использования ресурсов.

Важным разделом анализа научно-технического уровня производства является анализ экономической эффективности научно-технических мероприятий.

К ним относятся прежде всего:

  • мероприятия по внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;
  • расширению масштабов и совершенствованию применяемой новой техники и прогрессивной технологии производства;
  • применению новых видов сырья и материалов и улучшению их использования; изменению конструкции и технических характеристик изделий;
  • внедрению вычислительной техники;
  • освоению производства новых видов продукции.

При расчетах экономической эффективности к научно-техническим мероприятиям приравниваются мероприятия по совершенствованию организации и управления производством.

Вся совокупность показателей, относящаяся к блоку 1, определяет степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу основных производственных средств, материалоотдачу предметов труда), а также через них другие показатели экономической эффективности: качество, себестоимость и прибыльность продукции, оборачиваемость производственных фондов, финансовое состояние и рентабельность хозяйственной деятельности.

Блок 2. Анализ использования основных производственных средств. Принципиальная схема формирования и анализа стоимостных показателей использования средств труда представлена на рис. 9.5.

Экономическая эффективность использования (потребления) средств труда характеризуется долей амортизации в стоимости продукции.

Основными синтетическими показателями состояния и использования средств труда являются:

  • фондоотдача (N/F) или фондоемкость (F/N);
  • средняя стоимость основых производственных фондов (F);
  • амортизационные отчисления (А).

Через эти выходные показатели устанавливается связь блока 2 с блоками 5, 6 и 7 (рис. 9.4). Наряду с этими показателями важное значение имеют и такие, как капитальные вложения и ввод в действие основных производственных средств, внедрение новой техники. Схема формирования и анализа показателей и факторов использования средств труда приведена на рис. 9.5.

Первичный показатель интенсивности использования основных средств — часовая выработка продукции с действующего оборудования (с рубля его стоимости). Это первичный стоимостный показатель использования оборудования, в основе которого лежат натуральные показатели. Такие первичные показатели определяются комплексом показателей технико-организационного уровня производства, и прежде всего уровнем и прогрессивностью применяемой техники.

Общий показатель фондоотдачи основных производственных средств (фондов) есть функция от показателя интенсивности использования действующего оборудования (часовая выработка продукции с действующего оборудования) и ряда показателей экстенсивного использования оборудования и фондов (коэффициент использования времени действующего оборудования, коэффициент использования наличного оборудования, доля оборудования в общей стоимости основных производственных фондов).

Блок 3. Анализ использования материальных ресурсов. Основными выходными показателями состояния и использования предметов труда являются:

  • материалоотдача, или выход продукции в расчете на каждый 1 руб. стоимости предметов труда (N/M);
  • обратный ему показатель материалоемкости (M/N);
  • стоимость израсходованных предметов труда за период (М).

Наряду с этими изучаются и другие аналитические показатели (рис. 9.6). Классификация показателей и факторов использования предметов труда позволяет наметить пути выявления резервов использования предметов труда применительно к особенностям отрасли. Экономическая эффективность использования (потребления) предметов труда характеризуется материалоемкостью.

Блок 4. Анализ использования труда. Принципиальная схема факторов и показателей труда дана на рис. 9.7.

Основные выходные показатели этого блока:

  • средняя производительность труда одного работающего (производственный персонал) (N/R)
  • средняя численность работающих (R);
  • общий фонд заработной платы производственного персонала с начислениями (U).

Средняя производительность труда одного работающего есть функция от показателя средней часовой производительности труда, в наибольшей степени характеризующего интенсивные факторы использования труда, и ряда показателей экстенсивности использования труда (использование рабочих часов в дне и рабочих дней в периоде, удельный вес рабочих в составе производственного персонала).

Экономическая эффективность использования (потребления) труда характеризуется долей оплаты труда в стоимости продукции (трудоемкостью). Выходные обобщающие показатели особенно важны для комплексного экономического анализа; при их помощи осуществляются связи между отдельными блоками системы. Так, первичный показатель блока 5 продажа продукции (N) есть результат.

Производственный процесс осуществляется лишь причии всех трех элементов процесса труда (средств труда, предметов труда и живого труда). Научно обоснованная организация производственного процесса требует пропорциональности используемых ресурсов. Объем производства лимитируется теми ресурсами, наличие которых минимально. Надо подчеркнуть, что недостаток в количестве имеющихся производственных ресурсов может быть восполнен за счет улучшения качественных показателей.

Блок 5. Анализ доходов и продаж продукции. В процессе хозяйственной деятельности предприятие имеет доходы и производит расходы (затраты). В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ 9/99), под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.

Доходы от обычных видов деятельности называются выручкой. Выручка состоит из следующих частей:

  • выручка от продаж — основная форма выручки для производственных предприятий — характеризует основную деятельность;
  • доходы от операционной деятельности, получаемые от совершения определенных хозяйственных операций, например, сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др.;
  • доходы от внереализационной деятельности, т.е. в результате определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия, — курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д.

В отличие от выручки от продаж другие доходы называют прочими доходами доходы от операционной деятельности, от внереализационной деятельности и доходы от чрезвычайных событий, не входящие в понятие выручки.

Таким образом, выручка, или доходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии.

Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (объектами которого являются сам товар, рынок, т.е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель.

Принципиальная схема формирования и анализа стоимостных показателей продукции на примере промышленных предприятий представлена на рис. 9.8. Статистика различает объем произведенной продукции и объем продаж (реализованной продукции). Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая и товарная продукция.

Валовая продукция включает:

  • готовые изделия (продукты), выработанные за отчетный период всеми подразделениями юридического лица (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика), предназначенные для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав собственных основных средств, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;
  • полуфабрикаты своей выработки, отпущенные за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, независимо оттого, выработаны они в отчетном периоде или ранее;
  • работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своим непромышленным подразделениям, а также работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования;
  • работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено.

Под продукцией с длительным циклом производства понимается продукция, по которой расчеты с заказчиком ведутся по отдельным платежным этапам.

Товарная продукция, в отличие от валовой, не включает незавершенное производство. На тех предприятиях, где имеет место производство продукции с длительным (более 1 года) производственным циклом, а значит колебания незавершенного производства значительны, — о произведенной продукции судят по валовой продукции.

На предприятиях, где длительность производственного цикла менее 1 года, а значит остатки незавершенного производства не подвержены значительным колебаниям, — о произведенной продукции судят по товарной продукции, т.е. по стоимости товаров, работ и услуг, предназначенных к продаже.

Стоимость реализованной продукции (продаж) также может учитываться в двух вариантах в зависимости от учетной политики предприятия:

  • как правило, по отгруженной продукции;
  • а в некоторых случаях по оплаченной продукции.

Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет.

Самым обобщающим показателем объема продукции в рыночной экономике является объем продаж, т.е. объем отгруженной продукции или оплаченной отгруженной продукции. Так называемый товарный баланс покажет факторы, определяющие этот обобщающий показатель:

Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности и интенсивности.

Отсюда, формула продажи продукции:

Алгоритм факторного анализа продукции строится по следующим этапам:

  • 1- й этап. Определяется лимитирующий из трех производственных факторов, для чего рассчитывается максимально возможный объем продукции по каждому фактору при полном обеспечении всеми другими факторами.
    Рациональное планирование должно предусматривать формирование производственных ресурсов на один уровень продаж продукции, т.е. равенство потенциалов по каждому ресурсу.
  • 2- й этап. По каждому производственному ресурсу определяются показатели экстенсивности и интенсивности.

1-й этап. На этом этапе определяется приращение экстенсивных и интенсивных показателей по каждому производственному фактору.

2-й этап. Одним из методов факторного анализа определяют влияние экстенсивности и интенсивности на приращение продукции.

Блок 6. Анализ расходов и себестоимости продаж. В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ 10/99), расходы признаются в отчетности, если возникает уменьшение экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательств, которые могут быть надежно измерены.

Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы, в том числе чрезвычайные расходы.

Основными задачами анализа расходов предприятия являются изучение уровня и структуры расходов в отчетном периоде, сравнение уровней и структур расходов в отчетном периоде и предыдущих периодах (или в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года), оценка структурной динамики расходов и выяснение ее причин. В зависимости от задач управления расходами (затратами) и себестоимостью в планировании (бюджетировании), учете и анализе применяют классификацию затрат по разным признакам (рис. 9.9).

Теоретический критерий по участию в создании потребительной стоимости выделяет основные затраты, формирующие субстанцию, саму сущность товара (основные и вспомогательные материалы, оборудование, машины, инструменты, труд основного персонала, т.е. работников, непосредственно участвующих в создании товара (через оплату их труда) и накладные затраты, непосредственно не влияющие на потребительную стоимость товара, но создающие условия для ее производства (топливо и энергия не для производственных нужд, а для обогрева помещений, освещения и т.д.)).

Часто критерии классификации близки по существу: так косвенные расходы часто называют накладными, хотя эти расходы не совпадают, если строго соблюдать критерии. Так, амортизация основного оборудования не должна включаться в накладные расходы, но может относиться к косвенным расходам или при однопродуктовом производстве все расходы являются прямыми.

Для финансового учета используется классификация затрат по периоду списания их по отношению к продаже, здесь определяют себестоимость проданной продукции за период и расходы за полный период, которые могут не иметь связи с продажей данного периода, а содержатся в остатках незавершенного производства, в товарах, оставшихся на конец периода на складах предприятия.

Под себестоимостью продаж понимается производственная себестоимость, схема формирования которой дана на рис. 9.10 с цифровой иллюстрацией. Полную себестоимость можно получить прибавлением расходов периода (с некоторой долей условности).

В управленческом учете используются все возможные критерии классификации для принятия управленческих решений, связанных с разными критериями классификации. Так, для калькулирования себестоимости отдельных изделий применяют классификацию расходов на прямые и косвенные, для обоснования безубыточности продаж на переменные и постоянные и т.д.

Анализ себестоимости реализованной продукции (продаж) как производственной, так и полной ведется как в поэлементном, так и в постатейном разрезах. Поэлементный разрез себестоимости состоит из однородных элементов затрат.

Выходным обобщающим показателем блока 6 является полная себестоимость проданной товарной продукции (Sp). Важное значение имеют и такие показатели, как ограниченная (производственная) себестоимость продукции (Sn ), общие затраты (расходы) предприятия (S).

Связь данного блока с блоками 2, 3 и 4 осуществляется через показатели амортизационных отчислений, затрат предметов труда и оплаты труда с начислениями. Эта связь обобщенно показана на схеме (см. рис. 9.2).

Блок 7. Анализ величины и структуры авансированного капитала (активов).

Авансированный капитал может быть рассмотрен с двух сторон:

  • со стороны размещения — активы;
  • со стороны источниковформирования — пассивы.

Принципиальная схема анализа величины и структуры активов дана на рис. 9.11. Активы в зависимости от срока обращения подразделяются:

  • на внеоборотные (или долгосрочные), срок погашения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты или они используются за период, превышающий нормальный производственный цикл, если последний более 12 месяцев;
  • оборотные (или краткосрочные), срок обращения которых заканчивается в течение 12 месяцев после отчетной даты или в течение нормального операционного цикла, если последний превышает 12 месяцев. Поэтому наиболее общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле.

Значение данного показателя в большей степени обусловлено отраслевыми особенностями кругооборота средств анализируемого предприятия. В ходе внутреннего анализа структуры активов следует выяснить причины резкого изменения коэффициента (если это имеет место) за отчетный период.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)