Силовое предпринимательство по закону

Существует теория, что в 90-х сами предприниматели способствовали развитию неформальных отношений с силовыми структурами. Образно говоря чтобы уйти от «беспредельной» бандитской «чёрной» крыши предприниматели стремились уйти под «красную ментовскую» крышу.

Победа над бандитизмом связана с политикой укрепления государства, что в свою очередь создало благоприятную среду для вовлечения государственных служащих в силовое предпринимательство.

Образцы подобных действий были созданы руководством страны вначале в форме дела Владимира Гусинского, которого под уголовным преследованием вынудили покинуть страну и продать активы, а затем – «дела ЮКОСа» в 2003 – 2005 годах, которое послужило для правоохранительных органов своего рода сигналом об изменении политики.

В. Волков считает, что в целом это явление было предано гласности благодаря эпизоду, вошедшему в историю нулевых как «война спецслужб», в прессу попало большое количество информации о том, как организовано силовое предпринимательство государственного образца.

Во-первых, эти структуры являются межведомственными. То есть их участники не ограничены сотрудниками какой-либо одной государственной организации, а наоборот, включают сотрудников разных организаций, причём отношения между этими сотрудниками выстроены уже по другим принципам.

Интересно
Каждый сотрудник вносит в новую неформальную структуру возможности и ресурсы, специфические для организации, в которой он работает, или для занимаемой должности.

Если в рамках формальной госструктуры эти ресурсы разделены, то в рамках новой структуры они могут быть скомбинированы по-новому.

Формальные ограничения тем самым нейтрализуются, а административные и силовые ресурсы задействованы без процессуальных ограничений и использованы для извлечения дохода.

Например, сотрудники одной организации привносят связи с политическим руководством страны, другие – технические средства добывания информации, третьи – ведения следственных действий, четвертые – нейтрализацию функции надзора, пятые выступают как посредники или связующие звенья с бизнесом, шестые – возможности влияния на суды.

Вторая особенность государственного силового предпринимательства состоит в сетевой организации.

Это значит, что такая организация построена по принципам социальных связей – личных и горизонтальных отношений между государственными служащими, которые не предусмотрены формальной организацией.

Сетевая организация является более гибкой в том смысле, что по мере необходимости она может задействовать новые звенья, временно «подключать» коголибо для решения конкретной задачи.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)