Предпринимательская деятельность и конкурентная борьба

Предпринимательство и конкуренция представляют собой два сложных явления, взаимосвязанных друг с другом в рамках рыночной экономики.

Конкуренция представляет собой определённый вид соперничества, присущий любому рынку.

Под «соперничеством» понимаются действия участника рынка, направленные на достижение максимальной выгоды в условиях, когда есть возможность в случае бездействия получить меньшую выгоду.

Интересно
Конкуренция – это вид соперничества между конкурентами, действия в рамках которого, направлены на исключение конкурентов в участии по получению выгоды от реализации или покупки товара.

Для предпринимателя в конкурентной борьбе главной является задача такого устранения конкурентов, чтобы занять монопольное положение на рынке. При этом он использует методы добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Для того чтобы понять ситуацию на конкурентных рынках, было предложено рассматривать их четыре типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция.

Для каждого из них характерно своё состояние конкурентной борьбы и считается, что её уровень увеличивается от монополии (где нет конкуренции) к чистой конкуренции.

Если при этом рассматривать не только концентрацию продавцов, но и концентрацию покупателей, то и она может быть как минимум четырёх типов: монопсония, олигопсония, монопсонистическая конкуренция, чистая конкуренция.

Рассматривая рынок в целом, как механизм, на котором конкурируют друг с другом и продавцы, и покупатели, можно выделить разные типы рынков с учётом концентрации на каждой стороне соперничества.

Такую классификацию предложил Генрих фон Штакельберг. Выделение типов конкурентных рынков – важный шаг в определении состояния конкуренции на рынке, но измерить её уровень не позволяет.

Интересно
Это вызвано тем, что конкурентная борьба представляет собой многоплановое явление, уровень или силу которого сегодня невозможно измерить каким-либо одним показателем. Поэтому на практике используют косвенные признаки, которые иногда называют «следы конкуренции».

Наиболее распространённый метод оценки уровня конкурентной борьбы состоит в том, чтобы измерить уровень концентрации конкурентов на рынке и по этому ровню судить об уровне конкурентной борьбы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)