Штриховые, составные и матричные коды

Наличие штрихового кода является обязательным при проведении внешнеторговых операций, при сертификации импортных товаров. Его отсутствие может стать причиной снижения конкурентоспособности продукции (товаров).

Согласно ГОСТ 30721–2000 / ГОСТ Р 5129.3–9 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Термины и определения» под штриховым кодированием понимают технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на представлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания и преобразования в норму, необходимую
для ее автоматического ввода в вычислительную машину.

Штриховой код представляет собой комбинацию темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос различной толщины, а также букв и / или цифр.

Штриховое кодирование призвано обеспечить быстрый и максимально корректный ввод больших объемов информации.

Существует несколько типов стандартов товарной нумерации EAN-13, EAN-8, DUN-14, UPC, которые служат для кодирования товаров.

Универсальный товарный код UPC (Universal Product Code) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. разработали Европейскую систему кодирования EAN (European Article Numbering), которую в настоящее время применяют в качестве международной.

DUN-14 – четырнадцатизначная версия кода транспортной упаковки.

UPC – универсальный товарный код (американский код). LAC – локально присвоенный код. Присвоение кодов товарам, их нанесение и использование регулируют международные неправительственные организации: Совет по применению унифицированных кодов (Universal Product Code – UСС) в США и Канаде и Международная ассоциация товарной нумерации ЕАN и ее представители в 79 странах мира.

В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), которая оказывает практическую помощь промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров.

ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в EAN, она имеет право разрабатывать коды в системе EAN и вносить их в банк данных.

Номер товара является уникальным и неповторяющимся. Изделия с различными потребительскими свойствами обязательно имеют различные коды.

Групповые упаковки должны иметь код, отличный от кода товаров, которые в нее входят. Транспортные упаковки различной емкости также имеют различные коды.

Однако те изделия, которые могут являться и транспортными упаковками, и потребительскими товарами (например, коробка с 12 бутылками минеральной воды, блок сигарет), маркируют по правилам, относящимся к потребительским товарам.

Функции штрихового кода:

  • оперативная идентификация товара и производителя;
  • проведение торговых сделок «без бумаг»: штриховой код сокращает издержки на делопроизводство с 15 до 0,5–0,3 % от стоимости товара;
  • автоматизированный учет и контроль товарных запасов;
  • оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием (производительность труда по обеспечению движения продукции повышается на 30 %, а в некоторых случаях на 80 %);
  • информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Штриховые, составные и матричные коды

В РФ для маркировки используют номера стандарта EAN-13, состоящего из 13 знаков (13 цифр под штрихами и пробелами) и имеющего следующую структуру (рис. 1.19):

  • первые 2 (3) знака – код страны, где находится организация, которая зарегистрировала изготовителя, его товар и присвоила им порядковые номера (табл. 1.2);
  • следующие 5 (4) знаков – номер, который присваивают изготовителю или организации, реализующей товар. Данные об этих номерах содержатся в базах данных национальных организаций товарной нумерации. При этом следует иметь в виду, что единой международной базы в настоящий момент не существует, а сведения некоторых национальных организаций можно запросить путем обращения в соответствующую организацию. В России код организации можно найти по Общероссийскому классификатору организаций (ОКПО);
  • далее 5 знаков – код товара, который присваивают организациям, с учетом потребительских свойств товара, упаковки, массы и т. п. Организация может по своему усмотрению использовать номера товара для внутренней классификации продукции. Классификация не является обязательной, ее правила устанавливает сама организация, без согласования с национальными организациями;
  • 13-й знак (последний) – контрольное число. Он служит для проверки правильности присвоения номера и считывания символа.

Короткий номер EAN-8 предназначен для нумерации малогабаритных товаров, на которых трудно или невозможно поместить стандартный номер EAN-13.

  • EAN-8 имеет следующую структуру:
    • первые 2 (3) знака – префикс, обозначающий код страны;
    • следующие 5 (4) знаков – номер товара, присваиваемый непосредственно национальной организацией товарной нумерации, он не соотносится со стандартными номерами EAN-13, используемыми данным предприятием;
    • 8-й знак (последний) – контрольное число.

Штриховые, составные и матричные коды

Штриховые, составные и матричные коды

Допускают различные способы нанесения штриховых кодов, их можно наносить на упаковку или этикетки изделия типографским способом в процессе их изготовления (например, сигаретные пачки, этикетки на бутылках), или можно напечатать на этикетках с клеящейся основой.

Расположение штрихового кода на изделии должно обеспечивать возможность его беспрепятственного считывания.

В настоящее время кроме одномерных штриховых кодов используют и двухмерные штриховые коды, и соответствующее оборудование для их считывания.

В случае обычного (одномерного) штрих-кода записанная с помощью сочетания штрихов и пробелов разной ширины информация считывается линейно, в направлении, ортогональном штрихам (длина штриха при этом информационной нагрузки не несет).

Отсюда следует и ограничение на объем информации – обычно он не превышает нескольких десятков символов. Главное отличие двухмерного кода от одномерного заключается в том, что в нем для хранения информации используют оба ортогональных направления на плоскости – и вертикальное, и горизонтальное.

В результате по объему хранимой информации емкость двухмерного кода может в сотни раз превышать емкость одномерного.

Интересно
Если при работе с одномерным кодом необходима компьютерная база данных, то во многих случаях применение двухмерного кода позволяет отказаться от такой базы, поскольку емкость кода достаточна для хранения полной информации об объекте. В этом заключается качественное отличие этих типов кодировки.

Двухмерные коды подразделяют на составные и матричные (рис. 1.20).

Составной код представляет собой последовательность линейных кодов, разместить которую на той же площади, что и одномерный код, удается путем уменьшения длины штрихов.

Заложенная в этом коде простота форм (прямоугольники штрихов и пробелов) позволяет считывать его с помощью относительно несложных лазерных сканеров или линейных ридеров.

Матричный код представляет собой частично заполненную черным красителем сетку из квадратных модулей – ячеек данных. Такой код считывается уже нелинейным, а специальным площадным ридером.

Штриховые, составные и матричные коды

Кроме маркировки, носителями сведений о продукции (или товаре, если продукция попадает в сферу обмена) выступают технические документы, которые в зависимости от их назначения подразделяют на товарносопроводительные (товарно-сопроводительные накладные, счет-фактуры, качественные удостоверения, сертификаты соответствия и др.) и эксплуатационные документы (паспорта, руководства по эксплуатации и др.).

В национальном стандарте РФ ГОСТ 55971–2014 «Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» в п. 5.2. указано, что «для построения систем электронного документооборота в соответствии с Федеральным законом допускается заверять паспорт электронно-цифровой подписью в виде штрихового кода и цифрового кода.

Примечание: для автоматизации процесса считывания закодированной последовательности электронно-цифровой подписи и снижения влияния человеческого фактора при нанесении электронно-цифровой подписи на паспорт можно применять штрих-кодирование одномерным штриховым кодом (Barcode 39, Barcode 128) или двумерным штриховым кодом (QRcode, Data Matriх)».

В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» сведения или характеристика товара должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке.

Сведения могут быть частично или полностью продублированы на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)