Сфера общественного обслуживания

По мере экономического развития общества возрастает значение общественного обслуживания населения, увеличивается занятость в этой сфере.

Увеличение числа занятых в сфере обслуживания можно рассматривать как один из существенных факторов современного процесса урбанизации, так как общественные услуги концентрируются по месту спроса на них преимущественно в городах

В градостроительной науке в качестве рациональной схемы организации сферы общественного обслуживания на территориях различного масштаба принята ступенчатая система обслуживания, предполагающая формирование центров услуг по принципу частоты пользования учреждениями и определенную соподчиненность центров обслуживания.

Принцип ступенчатого построения системы культурно-бытового обслуживания населения позволяет обеспечить как дифференцированное, так и комплексное обслуживание населения. Ступени (или ранги) обслуживания связаны, как правило, административным, экономическим районированием.

Наиболее часто рассматриваются ступени обслуживания соответствующих делению: основной экономический район, область или край, экономический район внутри области и административный район.

На основании расчетов выявляется, что удовлетворительный уровень повседневного обслуживания может быть достигнут в населенных пунктах с числом жителей не менее 1-1,5 тыс. человек, а высокий уровень повседневного обслуживания – в поселениях с населением не менее 3-5 тыс. жителей.

Полноценными центрами периодического обслуживания могут быть населенные пункты с численностью не менее 25-35 тыс. человек, а центрами эпизодического обслуживания – города с населением 100-150 тыс. человек и более.

В группе или системе городов, удобно связанных транспортом, культурно-бытовые потребности населения могут быть удовлетворены, если общее число их жителей составляет не менее 100 тыс. человек, но оптимальной по этому признаку можно считать группу городов с общим населением 200-250 тыс.

Интересно
Рациональная система межселенного обслуживания хорошо реализуется в районах с плотностью населения 30-40 человек/кв.км и более при относительно равномерном размещении населения по территории района.

Оценивая возможности отдельных поселений в качестве потенциальных центров обслуживания надо принимать во внимание темп их развития, модность, положение в местной или в более обширной системе расселения, расположенности в особых условиях природной среды и хозяйственного освоения.

Выросшие требования к условиям воспроизводства населения, определяет два основных направления совершенствования расселения страны:

  •  укрепление городских и сельских поселений до размеров, позволяющих обеспечить их жителям определенный уровень культурно-бытового обслуживания;
  •  создание взаимосвязанных систем городского и сельского расселения, с соответствующим рангом специализированного социально-культурного обслуживания входящих в них поселений.

Очень важно учитывать взаимосвязь сферы услуг с производственной инфраструктурой, поскольку объекты последней нередко имеют близкие со сферой услуг радиусы обслуживания прилегающей территории.

Рациональная концентрация производственной инфраструктуры в единых центрах не только развивает потенциал этих центров, но соответственно и уровень социально-культурного обслуживания их населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)