Сельская школа

Возможно, многое в повествовании Рачинского о сельской школе того времени сегодня утратило свою актуальность и кажется не к нам обращенным, но в данном случае публикация имеет целью воспроизвести тогдашнюю картину зарождения и оформления сельской школы. Только благодаря этой картине мы сможем понять, какой эта школа была бы через одно-два десятилетия, не случись революции 1917 года.

Возможно ли нам вернуться на круги своя от той точки, на которой застала нас трагедия?.. Из данных статей мы можем видеть, как за три десятилетия деятельности Рачинского изменился быт сельской школы. Смею предположить, что такими темпами мы на десятилетия раньше смогли бы выйти в космос, если бы не революционное лихолетье…

Рачинский дает обзор бытового и нравственного состояния учеников и их семей, а в итоге – атмосферу жизни Бельского уезда тогдашней Смоленской губернии, а значит, и необходимый нам для понимания истории своей страны срез.

Мы видим внимательного учителя и кабатчиков, дети которых резко отличались нравственным упадком, и безземельного паренька, усердно помогавшего школьному учителю, а с началом русско-турецкой войны рвавшегося в действующую армию «омыть своею кровию грешное тело», и сельского батюшку, и барыню из соседнего поместья… Родные люди, коих видели, знали мои прадеды, ходили с ними по одной земле.

Вот какое значение имела для Рачинского начальная школа, о которой идет речь в книге «Сельская школа»:

«Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это – вопрос роковой и грозный. От качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы миpa. Ныне начинает слагаться умственный и нравственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов вселенной. Ныне колеблется духовная связь этого народа с другими народами, кровным сродством и единством веры, всем ходом истории призванными дополнить этот облик, окрепнуть, опираясь на нашу силу».

В статье «Народное искусство и сельская школа», вошедшей в эту книгу, автор рассказывает о том, что представляло собой церковное пение в конце XIX века в сельских приходах. Читая эти заметки, невольно задаешься вопросом, сколько потребуется времени, чтобы вернулись наши сельские приходы к тому качественному и количественному состоянию, в каком они находились в последней трети XIX века.

Интересно
«Школьный поход в Нилову пустынь» открывает нам богатую географию существовавших тогда сел и деревень, в которых кипела полноценная и многообещающая жизнь. Рачинский писал «Заметки о сельских  школах» с полной уверенностью в том, что сельская школа в ближайшем будущем приобретет самые совершенные формы, соприродные крестьянскому, церковному образу жизни. А скорое это развитие, какое мывидим не из общих представлений татевского учителя, а из его каждодневной практики, показывает, как проходил процесс обучения детей в крестьянских семьях, как формировалась сельская школа, чем различались волостная, земская, министерская и приходская школы.

Исходя из своих наблюдений, Рачинский совершенно точно мог прогнозировать дальнейшее их развитие. В частности, учитель-практик говорит о желательном количестве учеников для школы, которое может быть охвачено ее вниманием. «Возьмем предельное число 130 или 140 учеников на школу. При таком наплыве приходская школа может уделить каждому ученику только два года, а остальные два года (первые) он должен обучаться в школе деревенской – и такой порядок вполне совместим с успехом дела».

Разумеется, сегодня мы не говорим об устройстве приходской школы, но многочисленные объединения пяти-семи школ, начавшиеся в 2015 году, совершаются вне традиции, вне законов педагогического процесса в принципе. Как один директор, в ведении которого оказывается пять школ (это около 3 тысяч учеников), может следить за процессом обучения, организовывать школьное дело, быть на связи с родителями (что тоже немаловажно)?..

Итак, для удовлетворения возрастающей потребности в обучении предстоит открытие по деревням филиальных школ, а именно школ грамотности, пока удовлетворяющих потребностям населения. Содержание такой школы приучаемой помощи от Государственного казначейства (около 25 руб.) и самом скромном пособии со стороны местных благотворителей посильно всякой мало-мальски людной и зажиточной деревне. Учителя для этих школ могут быть избраны и подготовлены из среды взрослой школьной братии, и в скором времени приход будет располагать столь же благонадежным контингентом учительниц».

Вне сомнения, эти заметки из века минувшего вдохновят читателя на дело, которому он служит, а если пока такового нет, то наставят к благому труду. Реформы образования последних лет отучают учителей от бескорыстного, творческого и вдохновенного труда. Пусть же этот опыт подвижников послужит им примером несгибаемости и веры в то, что дело учительства – святое дело.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)