Сеанс черной магии в идейно-художественной структуре романа Булгакова Мастер и Маргарита

Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» явля­ется одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраива­ет его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая структура позволяет наилучшим образом показать изменения, происшедшие за два тысячелетия в душах людей, и в конечном итоге ответить на главные вопросы произведения о добре и зле, творчестве и смысле жизни.

Если рассмотреть композицию «московских» глав романа (т. е. его «реальную» часть), то становится очевидным, что сцена сеанса черной магии является кульминационной. Понятны также и при­чины появления этого эпизода — провести своеобразное испытание людей, проследить эволюцию их душ.

Посетители варьете встречаются с потусторонней силой, но так и не осознают этого. С одной стороны, здесь появляется мотив узнавания. У БулгаковА Только «любимые» герои, герои с душой спо­собны понять, что перед ними — Сатана. Публика варьете, напро­тив, бездушна, мертва, и только изредка «милосердие… стучится в их сердца», с другой стороны, автором используется прием Обытов-Ления фантастического, то есть персонажи, прибывшие из мира вечности, в реальности приобретают конкретные земные черты. Наиболее характерная деталь — полинялое кресло мага.

И именно Воланд в начале эпизода ставит основной вопрос: «из­менились ли эти горожане внутренне?». Следующий за этим разго­вор о москвичах вместе с реакцией последних на черную магию со­ставляет идейное содержание сцены.

Первая проверка, которой подверглись несчастные зрители, представляла собой «денежный дождь» — испытание Деньгами, Закончившееся отрыванием головы конферансье. Важно, что предложение поступило из публики. Это свидетельствует о том, что тяга к «денежным Бумажкам» У горожан заложена на уровне инстинкта. Когда олицетворяющий разум Бенгальский становится преградой на пути к богатству, его стремятся убрать. Но по сути своей конфе­рансье такой же стяжатель, что подтверждается репликой: «Квар­тиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!» Думает­ся, что «квартирный вопрос» (по мнению мага, главная причина испорченности москвичей) является мотивом сцены. Основной же ее смысл заключается в доказательстве того, что люди так и не утратили алчность.

Интересно
Следующее испытание, которому подвергнута публика, — дамский магазин. Интересно проследить изменение наречий, характеризующих состояние первой посетительницы: от «решите­льно все равно» И «задумчиво» к «с достоинством» и «надмен­но». У брюнетки нет имени, это собирательный образ, на приме­ре которого Булгаков показывает, как жадность овладевает душою человека.

Что же движет этими людьми? Судя по реакции зала на появле­ние преображенной женщины — зависть, то самое «чувство дрян­ной категории», которое вместе с жаждой наживы, карьеризмом может толкнуть человека на все. Это иллюстрирует «разоблачение» Аркадия Аполлоновича, еще одного «рупора разума». Семплеярова уличают в «оказании протекции» молодым актрисам. В жертву ка­рьере приносится честь, а высокое положение дает право бесчес­тить других.

В свете всего этого становится ясным смысл названия главы — «Черная магия и ее разоблачение». Развенчивается не магия перед людьми, а, наоборот, пороки человека выявляются при помощи колдовства. Этот прием используется и в других местах романа (на­пример, самопишущий костюм).

Если говорить о художественном своеобразии эпизода, то необ­ходимо отметить черты карнавальной сцены в сеансе. Классическим примером может служить сцена сумасшествия Катерины Ива­новны в «Преступлении и наказании». С булгаковским этот эпизод роднят даже шумы: хохот и звон тарелок в «Мастере и Маргарите» и смех, гром таза и пение у Достоевского.

Речевое оформление сцены характерно для «московских» глав. Эпизод написан динамичным языком, «стилем кинематографа» — одно событие сменяет другое практически без авторских коммента­риев. Необходимо отметить и приемы классического: гиперболу, гротеск.

Итак, сцена сеанса черной магии занимает важное место в идей­но-художественной структуре романа, С точки зрения композиции она является кульминацией в развитии действия в «московских» главах. Рассмотрены все основные пороки современного человека (который так и не изменился), кроме, пожалуй, самого главного — трусости. Именно из-за нее мастер был лишен света, она же отняла смерть у жестокого пятого прокуратора Иудеи, всадника Пилата Понтийского.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)