Счетная палата РФ в системе экономической безопасности

Законодательные органы в Российской Федерации осуществляют также контрольно-счетную деятельность.

Так, на федеральном уровне — это Счетная палата Российской Федерации, постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), формируемый с участием Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.

Задачи Счетной палаты:

  • организация и контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;
  • определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
  • анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
  • оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
  • определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;
  • обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Наибольшее участие в достижении целей системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации принимает исполнительная власть, выраженная собственной системой органов, осуществляющих государственное управление всеми сферами общественной жизни (экономической, административно-политической и социально-культурной) путем повседневной, текущей и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера96.

Орган исполнительной власти в самом общем виде — это организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе.

Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, призван в порядке исполнительной и распорядительной деятельности повседневно руководить экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Цель каждого органа исполнительной власти — проведение определенных решений в жизнь, то есть их исполнение.

В структуру федерального уровня системы обеспечения экономической безопасности входят федеральные органы исполнительной власти, которые как элементы системы не являются однородными. Таких форм три: федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство.

Интересно
Федеральное министерство как элемент указанной системы осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию обеспечения экономической безопасности, самостоятельно осуществляет правовое регулирование в данной сфере деятельности, за исключением вопросов, которые регулируются правовыми актами другого уровня, координирует и контролирует деятельность по обеспечению экономической безопасности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное министерство как элемент системы в сфере обеспечения экономической безопасности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)