Самостоятельная работа учащихся, ее виды

В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.

Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учебы.

В условиях научно-технической революции быстрое «старение» сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний.

Однако самопроизвольное формирование рациональных приемов учения, работы с книгой – основным источником информации, как показывает опыт, протекает медленно и малоэффективно. Поэтому школьников нужно учить методам самостоятельной учебной работы.

Можно выделить такие виды самостоятельной работы учащихся, как:

  • работа с книгой, учебной и справочной литературой, составление конспектов, что является традиционным и давно испытанным видом самостоятельной работы;
  • решение задач и выполнение упражнений, где самостоятельность действий учащихся должна постоянно контролироваться и проверяться;
  • лабораторные работы и фронтальный эксперимент, что позволяет самостоятельно найти применение полученным знаниям, работа с раздаточным материалом;
  • рецензирование ответов и выступлений товарищей, дополнение их;
  • подготовка сообщений и рефератов;
  • наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок;
  • изготовление некоторых приборов и учебных пособий (плакатов, схем альбомов);
  • выполнение практических заданий во время экскурсий; постановка некоторых опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.

Как и многие классификации в педагогике, это разделение методов условно, так как любая самостоятельная работа будет включать в себя все три вышеперечисленных вида работ.

По основной дидактической цели их можно разделить на три группы работ, направленных на:

  • приобретение и расширение знаний;
  • овладение умениями и навыками;
  • применение знаний, умений, навыков.

В зависимости от содержания учебного материала, особенности его изложения в учебнике, имеющегося оборудования и других факторов учитель планирует применение в учебном процессе тех или иных видов самостоятельной работы учащихся или их сочетания, руководствуясь принципами дидактики (постепенность в нарастании трудностей, творческая активность учеников, дифференцированный подход к ним и т. д.).

При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику их выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)