Интенсификация процесса обучения

С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности.

Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования.

В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ.

Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования».

Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». 

С. И. Архангельскийопределяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат».

Интересно

Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:

  • быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;
  • быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;
  • осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;
  • перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;
  • пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.

Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности.

Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности.

Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:

  • повышение целенаправленности обучения;
  • усиление мотивации учения;
  • повышение информативной емкости содержания образования;
  • применение активных методов и форм обучения;
  • ускорение темпа учебных действий;
  • развитие навыков учебного труда;
  • использование компьютерных и других технических средств.
Интересно

К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:

  • принцип мотивации;
  • принцип осознанности;
  • принцип программирования деятельности;
  • принцип оценки усвоения деятельности;
  • принцип самостоятельности в познании;
  • принцип активности.

Х. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации.

Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)