Интенсификация процесса обучения
С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности.
Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования.
В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ.Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования».
С. И. Архангельскийопределяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат».
Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:
- быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;
- быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;
- осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;
- перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;
- пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.
Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности.
Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности.
Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:
- повышение целенаправленности обучения;
- усиление мотивации учения;
- повышение информативной емкости содержания образования;
- применение активных методов и форм обучения;
- ускорение темпа учебных действий;
- развитие навыков учебного труда;
- использование компьютерных и других технических средств.
К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:
- принцип мотивации;
- принцип осознанности;
- принцип программирования деятельности;
- принцип оценки усвоения деятельности;
- принцип самостоятельности в познании;
- принцип активности.
Х. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации.
Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).
- Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Основные технические средства обучения
- Система средств обучения в учебном процессе
- Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- Использование программированного обучения в школе
- Принципы конструирования процесса обучения
- Педагогическое мастерство
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу