Россия и ВТО

Россия, несмотря на все переживаемые в последнее время трудности, относится к числу ведущих держав мира. Вместе с тем страна до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и в полной мере не может использовать преимущества международного разделения труда. Поэтому уже не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

За последнее время переговорный процесс между российской стороной и рабочей группой ВТО по присоединению России к этой организации значительно продвинулся вперед.

Наряду с традиционными вопросами по режиму торговли и тарифам наиболее сложными оказались проблемы прав интеллектуальной собственности, субсидирования сельскохозяйственного производства и деятельности государственных торговых предприятий.

Изменение режима торговли означает, прежде всего, то, что с вступлением в ВТО Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, а это поставит в тяжелое положение многих отечественных производителей.

Если в настоящее время средневзвешенный уровень тарифов на импорт в России составляет 14 % (по некоторым оценкам – 17 – 18 %), а в странах-членах ВТО – 4 – 6 %, то, вступая в организацию, России придется снизить его до этого уровня.

В то же время возможное членство в ВТО способно принести России существенные преимущества. ГАТТ и другие соглашения, интегрированные в ВТО, играют, по существу, роль многосторонних торговых договоров для более чем 30 стран. Интенсивное развитие мировой торговли в послевоенный период стало возможным во многом потому, что национальные системы регулирования внешней торговли формировались вокруг общих правовых и административных норм ГАТТ/ВТО.

В мировой экономике происходил процесс формирования фактически общего правового пространства. Присоединившись к ВТО, Россия также интегрируется в это пространство. Членство в ВТО даст возможность стране участвовать в решении важнейших проблем многостороннего торгового сотрудничества, которые в настоящее время решаются без российского участия.

Для разрешения споров и конфликтных ситуаций в рамках ВТО разработан механизм их улаживания, служащий предотвращению торговых войн и поиску компромиссов. Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать этот механизм для защиты своих внешнеторговых интересов, противостоять одностороннему произволу в применении тех или иных ограничительных мер.

В частности, это касается одного из наиболее болезненных препятствий на пути российского экспорта – растущего числа антидемпинговых процедур, возбуждаемых странами-импортерами российской продукции. Они нередко применяются и тогда, когда демпинга как такового нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства в России.

Фактически дискриминационные положения национального законодательства некоторых стран направлены против конкурентных преимуществ России. По оценкам специалистов, ежегодный ущерб (упущенная выгода) России от осуществления дискриминационной политики развитыми странами Запада превосходит 2 млрд.долл.

Равноправие на рынке товаров усилит позиции России на международных рынках капиталов. Внутрихозяйственный и внешнеторговый режим России приобретет международные ориентиры и станет понятным и прогнозируемым для всех торговых партнеров. При этом конкурентная среда станет более прозрачной.

Признание «правил игры» ВТО для России означает не просто соблюдение определенных правил в мировой торговле, а существенные изменения внутри страны – в ее экономике, экономической политике государства, правовом обеспечении предпринимательской деятельности, поддержании конкуренции, защиты прав собственности во всех ее формах и проявлениях.

Иначе говоря, процесс вступления в ВТО – это процесс реального внедрения полновесных рыночных принципов в национальную экономику и ее мирохозяйственные связи, в определенной мере оптимизация взаимосвязи национальных интересов и традиций с общемировыми современными тенденциями.

Занять свое место в мировой экономике и быть вне ВТО невозможно.

Членство России в ВТО ставит перед федеральным правительством как минимум две проблемы. Одна – это источники пополнения доходных статей бюджета из-за сокращения таможенных пошлин и тарифов. Другая – это согласование обязательств России перед странами СНГ, с которыми уже имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения.

В целом плюсы от вступления России в ВТО перевешивают минусы, ибо в конечном счете это должно привести к повышению эффективности российской экономики и результативности работы всех участников внешнеэкономической деятельности.

Путь к открытой экономике – это стремление к реализации национальных интересов. Эффекта от открытости можно ожидать лишь в том случае, когда социальный климат в российском обществе станет союзником этого процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)