Рецензия на произведение Радзинского Загадки истории
Произведения Эдварда Радзинского находятся где-то на стыке жанров. Даже там, где они основаны на серьезных архивных источниках, они в первую очередь явление литературы художественной, а не биографические исследования, посвященные той или иной исторической личности. Документальные свидетельства служат для автора только отправным моментом для размышлений на ту или иную тему.
Загадки истории, которые пытается решить писатель, наверное, уже не могут быть решены совершенно однозначно. Даже один и тот же документ можно трактовать с разных позиций и делать разные выводы. Но очень интересно следить за логикой рассуждений. Интересно наблюдать, как персонажи Радзинского, о каждом из которых есть несколько строк в энциклопедическом словаре, оживают под пером автора.
Историческая документированность здесь вообще весьма сомнительна. Некий пианист А. по памяти записывает отрывки из дневника одного из современников и покровителей Моцарта барона Готфрида ван Свитена. По памяти – потому что оригинал рукописи, некогда случайно приобретенный им, оказался утраченным.
Была ли рукопись на самом деле? Да так ли это важно? Многие факты, излагаемые как бы от лица самого барона, известны и из других источников, а то, что рукопись утрачивается и как бы восстанавливается по памяти, дает свободу творческой фантазии автора, его вечным “вариациям на тему”.
Отравил ли Сальери Моцарта? Или конец великого музыканта был более прозаичен и обыден? Не впервые этот вопрос становится темой литературного произведения. И лично мне позиция Радзинского очень понятна.
Мне даже кажется, что он чересчур декларативно и прямо заявляет (это вообще характерно для него – мораль обычно излагается очень четко):
Если вспомнить то, что известно о жизни Моцарта, трудно не согласиться с Э. Радзинским. Действительно, так ли важно, каким был этот яд, убивший гения, – обычной отравой, подсыпанной в бокал вина, или более изощренной? Кто больше способствовал этой ранней смерти – Сальери, который не давал поступить Моцарту на придворную службу и тем самым обеспечить свое существование; жена, на долю которой выпала не самая легкая участь – жила рядом с гением, или ван Свитен, надоумивший некоего графа заказать Моцарту “Реквием”? Как легко сокрушаться после смерти:
Да обращались же, вот в чем дело.
Но не слышат живого гения. Нет пророка в своем отечестве.
Еще одна загадка истории решена Э. Радзинским. Да вот только ли истории принадлежит?..
- Любимый журнал
- Рецензия на книгу Желязны Ночь в тоскливом октябре
- Я хочу рассказать вам о книге Хеллера Поправка-22
- Я хочу рассказать вам о книге Толкина Властелин колец
- Рецензия на произведение Грильпарцера Праматерь в переводе А. Блока
- Рецензия на прочитанную книгу Дж. Лондона Морской волк
- Концепция личности в раннем творчестве Дж. Лондона
- Мефистофель и Фауст
- Образ Дон Жуана в комедии Ж. Б. Мольера
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу