Региональные особенности нравственно-правовой социализации

Своеобразие того или иного региона России (как и любой другой страны) определяются уровнем ее экономического, социального, духовного развития.

И не в последнюю очередь (а в условиях сегодняшнего дня, может быть, и в первую) – национальным составом населения региона, историческими особенностями развития межнациональных отношений, а также проблемами отношения с федеральным центром.

Региональные особенности Республики Дагестан определяются следующими факторами: на территории Дагестана, составляющей 50,3 тысячи квадратных километров. проживают нации и народности, говорящие на 32 языках и наречиях.

Народы Дагестана, по сути, не знали капиталистических рыночных отношений, поскольку эпоху установления советской власти встретили в условиях доминирования феодально-патриархального уклада жизни.

Каждая из этих наций и народностей до сих пор сохраняет свои социально-психологические и этнические особенности (психологический склад – характер этнической общности и самосознания), по-разному проявляющийся в социально значимых поступках.

По большинству социально-экономических показателей Республика занимает последние места среди регионов России. В конце 1995 года население республики было самым “бедным” в Федерации, за исключением Чечни и Ингушетии. Республика характеризуется крайне низким уровнем жизни населения. По данным статистики около 90% населения Дагестана находится за чертой бедности.

Средняя заработная рабочих и служащих в 2,7 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Она 1,3-1,8 раза ниже, чем в соседних регионах Северного Кавказа.

Реальные доходы населения снизились в 1995 году на 10% и составили 194 тыс. рублей в месяц при прожиточном минимуме – 206 тыс. рублей.

Растет доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (около 1 млн. Человек, более половины населения Республики).

Характерным является для дагестанского общества является избыточность трудоспособного населения и связанный с ней высокий уровень безработицы.

Так, уровень только официально зарегистрированной безработицы Республики Дагестан втрое выше, чем в среднем по РФ и достиг 7,2% (против 2,9% в среднем по России), а в сельской местности 7,4% против 1,7″/о в среднем по Российской Федерации. Численность безработных составила на конец года 53,5 тыс. человек, что на 22% больше 1994 года.

Интересно
Одним из факторов, усугубляющих сложность социально-экономического положения в республике, является эскалация миграционных процессов, характеризуются интенсивным притоком беженцев и вынужденных переселенцев из Таджикистана, Азербайджана, Грузии и 28 тыс. человек из Чечни.

Бюджет республики дотационен более чем на 85%, т.е. способна лишь на 15% обеспечить покрытие бюджетных расходов собственными силами.

В новых условиях планирования (по трансферту) бюджет республики Министерством финансов РФ определяется в объеме 650 млн. рублей, тогда как его реальная потребность составляет 1465,8 млрд. рублей. Несмотря на это Министерство финансов Российской Федерации направляют в Дагестан трансферты и капиталовложения наряду с другими регионами.

В результате получается ситуация, когда бюджет республики исполняется только на 20 и 8% соответственно, в то время, когда в среднем по России эти цифры составляют 90 и 80 %.
В связи с крайне тяжелым финансовым положением в Республике Дагестан сложилась критическая ситуация практически во всех отраслях народного хозяйства.

Дагестан – аграрная республика, однако на одного жителя здесь приходится 0,23 га пашни или я четыре раза меньше общероссийского показателя.

Катастрофически падают объемы производства сельхозпродукции. В 1995 году по сравнению с 1991 годом производство овощей и плодов сократилось более чем в 2 раза. По расчетам специалистов для восстановления происшедшего сокращения численности скота потребуется 15-20 лет.

В течение последних лет наблюдается обвальное падение объема промышленного производства, которое начинает принимать угрожающий характер.

По душевому производству валового общественного продукта Дагестан в 1988 г. уступал в 2.7 раза аналогичному среднему показателю по РСФСР.

Из-за отсутствия средств приостановлено строительство более 70% общеобразовательных школ. Учреждения здравоохранения финансируются только на 65% от потребностей. Из-за проблем финансирования средств массовой информации и массового безденежья населения по количеству газет, приходящихся на одну семью, за РД стоит только Тува (т.е. занимает предпоследнее место среди всех субъектов Федерации).

Недостаток средств на развитие народного образования, культуры и другие социальные сферы способствует возврату все большей части населения к религиозным ценностям с угрозой развития фундаменталистических начал с вытекающими последствиями.

Интересно
Следует отметить, что Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации были приняты ряд Указов и постановлений направленных на решение неотложных проблем в Республике Дагестан.

Постановлениями Правительства РФ было намечено выделение капитальных вложении и инвестиционных кредитных ресурсов на развитие промышленности в горных районах республики, развитие морского и воздушного портов, сохранение традиционных направлений сельскохозяйственного производства, развитие электроэнергетики, автомобильного и железнодорожного транспорта, сетей связи.

Однако большая часть поручений Федеральными органами исполнительной власти и управления не выполнены частично или полностью.

Не предпринято никаких мер для обеспечения финансирования из федерального бюджета утвержденной инвестиционной программы по республике Дагестан в сумме 215 млрд. рублей, основными составляющими которой являются мероприятия по инженерной защите территорий от повышающегося уровня Каспийского моря, социально-экономическому развитию горных районов, переселению лакского населения на новое место жительства (выполнение Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов”), противоэпидемиологические и мероприятия по стабилизации социально-политической ситуации в южных приграничных районах Российской Федерации, в пределах Республики Дагестан.

Не поступили в республику средства на ликвидацию последних стихийных бедствий, произошедших в 1995 году, из предусмотренных 21,6 млрд. руб. по распоряжению правительства РФ от 19 февраля 1996 года номер 212-р.

Не завершено финансирование мероприятий по ликвидации последствий
террористического акта в г. Кизляре и с. Первомайском в объемах предусмотренным Указом Президента РФ от 23 января 1996 года ном. 85 (профинансировано 50% запланированных средств).

Не принимаются к рассмотрению материалы по общеэкономическому ущербу в сумме 4,5 трлн.рублей, обусловленному транспортной блокадой республики в связи с событиями в ЧР.

Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ не решили вопрос финансирования строительства   железнодорожной линии Карланюрт-Кизляр, из-за чего работы были приостановлены на этапе проектирования.

Сложившаяся в Республике Дагестан неблагополучная социально-политическая обстановка характеризуется так же наличием таких факторов, как:

  • низкий стартовый уровень республики в период начала перехода к рыночным отношениям.
  • Республика Дагестан – это большая часть южной пограничной зоны Российской Федерации, через которую проходят основные железнодорожные и автомобильные коммуникации в Закавказье, страны Ближнего и Среднего Востока. Эти коммуникации, а также морской и авиационный порты в течение года были закрыты.
  • сохраняющаяся напряженная политическая обстановка в сопредельных регионах (Азербайджан, Грузия, Чечня).
  • война в Чечне, ее насыщенность оружием и боеприпасами.
  • полиэтничность и многоконфессиональность республики.
  • неопределенность в разрешении проблем разделенных лезгинского, ногайского и других народов республики в связи с затягиванием вопросов государственно-правового оформления госграницы.
  • наличие в республике известных проблем реабилитации репрессированных и депортированных народов, казачества, фактическое приостановление переселение лакцев из Новолакского района и аварцев из Кварельского района Грузии в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.

Итак, сложный национальный состав, низкий уровень жизни, наличие в сознании элементов феодально-патриархального образа мысли, значительная безработица, беженцы – все это факторы, делающие задачи совершенствования процесса нравственно-правовой социализации и ресоциализации личности обостренно актуальными, а теоретические исследования, посвященные этим вопросам, – практически значимыми.

Рассматривая вопрос о региональных особенностях нравственно-правовой социализации личности в Республики Дагестан, мы должны, что выше уже отмечалось нами, прежде обратиться к проблемам, связанным с природой национальной традиции как фактора социализации личности.

Вопросы национальных факторов социализации личности были специально исследованы в исследовании Абдынасыровой А.Т.

Кроме того, они в той или иной степени затрагивались в работах: Н.И.Асановой, В.Г.Крючкова, В.Ф.Москаленко, А.Н.Рошка.

Проблемы влияния национального начала на процесс социализации личности в той или иной мере касались такие западные ученые как К.Р.Мюльбауер в своей работе “Социализация. Введение в теории и модели”Х.-П. Фрей, в фундаментальном исследовании «Теория социализации» Либхард Е.Х. в монографии “Социализация в профессиональной сфере”.

В доиндустриальном обществе традиции играют решающую роль в регулировании и упрочении имеющегося способа производства и соответствующих ему общественных отношений. Они закрепляются в общественном сознании как неписаный закон и имеют силу общественного мнения.

В современном индустриальном и постиндустриальном обществе усложняется сама система общественных отношений. Ряд исследователей полагают поэтому, что роль традиции сужается до уровня семейно-родственных и религиозно-бытовых отношений, духовной сферы.

Мы вряд ли можем согласиться с подобным суждением. Уже сам автор представленной точки зрения отмечает, что традиции несут в себе определенный нравственно-воспитательный потенциал.

Вспомнив же о глубокой внутренней связи нравственности и права, содержание которой показали классики философско-правовой мысли следует признать, что всякая положительная национальная традиция, будучи носителем нравственной памяти народа, конституирует и правовые устои, которые только на первый взгляд имеют формальную природу.

Более того, в наиболее развитых индустриальных странах роль традиции сегодня зачастую даже усиливается. Поэтому правильно будет говорить о взаимовлиянии национальных традиция, с одной стороны, и нравственно-правовой субстанции общества, с другой.

Интересно
Национальные традиции занимают, как известно, одно из значительных мест в общей системе общественных традиций.

Они способствуют росту национального самосознания, национальной гордости, приобщают поколения к тем положительным нормам, которые могут играть роль катализатора в деле совершенствования индивида.

К важным и неотъемлемым признакам национальных традиций относится то, что они характерны для духовного облика людей той или иной нации, того или иного народа. На взгляд автора, национальные традиции существуют в двух видах.

Во-первых, это общероссийские (боевые, гражданские, профессиональные и др.). во-вторых, это традиции того или иного этноса России.

]Позитивные национальные традиции выступают как образцы лучшего, отобранного временем социального опыта. Этноинформационные связи консолидируют нации, отражаясь в привычках, вкусах, поведении, языке, речи, темпераменте и т.п. Роль традиций в жизни социума осуществляется через их специфические функции.

В реальности они слитны, едины, существуют в различных сочетаниях. Это такие функции, как: аккумуляции, консервации и трансляции социального опыта; функция социального ориентира: регулятивная или упорядочивающая; и, наконец, наиболее важная для нас функция нравственнно-правовой социализации личности.

В структуре традиций (как и в общей структуре социализации личности) можно выделить два уровня: статический и динамический (процессуальный), а также две стороны: внутреннюю (интериорную) или внешнюю (экстериорную).

Во внутренней области традиции представляются как закономерность, как программные социализаторские установки данного этноса. Здесь начинается регулятивная и социализаторская функции.

Социальные нормы, содержащиеся в традициях, порождают и направляют стереотипные взгляды, привычкам, вкусы. А статистический уровень структуры традиции в этой области выступает как социально-психологическое явление.

Актуализируясь как норма, традиция способствует более эффективному функционированию индивидуального сознания в общественном, стабилизирует поведение личности, органично подводя ее к устойчивым формам социальной практики, духовной деятельности.

Статистический уровень традиции проявляется прежде всего в производственных отношениях. Что же касается семейно-бытовой сферы, то именно здесь ярко выражается национальная форма культуры того или иного социума.

Идеалы и нравственные ценности, выработанные социумом и отраженные в традиции, оказывают стимулирующий эффект в консолидации этноса, росте его самосознания, социальной памяти.

Динамический уровень, преломляясь во внешней стороне традиций, выступает как средство и механизм преемственности, проявляясь в функции аккумуляции, консервации и трансляции социального опыта. Традиции являются способом наследования духовного и практического богатства.

Имея стабильное ценностно-смысловое содержание, идеальные ориентиры, традиции в различных конкретных социумах, актуализируются в конкретной этнической форме путем таких внешних проявлений, как обычай, обряд, ритуал, преемственность в человеческом обществе дает ему социальность, непрерывность духовно-интеллектуального, социокультурного бытия.

И осуществляется она посредством традиции. Традиция ведет, если можно так выразиться, преемственность в определенном русле, нужном для данного социума. Отрицание и забвение традиций лишает социум памяти и приводит к национальному нигилизму.

Традиция пронизывает все сферы деятельности человека. Эти сферы могут быть классифицированы по различным параметрам (по функциям, видам труда, содержанию, видам общественных отношений и т. д.).

Традиция как духовное образование, будучи отражением общественного бытия, является формой и чертой общественного сознания, функционирует на всех уровнях, воздействует и на индивидуальное сознание.

Результатом воздействия традиций на личность являются конкретное поведение человека, определенный стиль его мышления, определенное бытие в системе социальных отношений. Воздействие национальных традиций на процесс социализации личности осуществляется посредством определенного социального механизма.

Первоначально воспитывается сама ценностная установка на соблюдение традиции, следование ей. Этот процесс осуществляется на уровне должного, не осознаваемого.

Система социальных норм и правил, закрепленных в традициях, внушается и навязывается личности извне. На втором этапе ценностная установка перерастает в форму некоего извне навязываемого правила и превращается во внутреннюю потребность, убеждение, привычку.

Это осмысление происходит под влиянием социального контроля общественного мнения. Но все же преобладание спонтанного над осознанным в механизме воздействия национальных традиций на человека, на личность на данном этапе еще сохраняется.

И на первом, и на втором этапе идет формирование морального сознания как необходимого момента общего сознания индивидуума.

Воздействие традиции осуществляется в основном не на процесс деятельностно-адаптационной, а на процесс нравственно-правовой социализации личности.

Здесь человек еще не выходит за пределы кругозора, задаваемого обыденным обиходом, семейными и бытовыми отношениями.

Ценности исторического сознания, которыми богата национальная традиция (их носителями в первую очередь являются религиозные традиции), на данном уровне пока еще не почти задействованы.

Поэтому и первый, и второй этап воздействия национальных традиций на общий процесс социализации личности имеет своим результатом то, что ранее мы назвали нравственно-правовой социализацией – 1 (НПС-1), на втором этапе отчасти приближаясь по своим параметрам (переход правовых н нравственных установок в сферу внутренней моральной потребности личности) к уровню НПС-2.

Национальные традиции – это специфический фактор, воздействующий на эмоции, чувства и разум незаметно, исподволь. Воздействие это большей частью не целенаправленное. Здесь отсутствует непосредственная заинтересованность в определенном результате.

Личность не чувствует себя объектом воздействия, потому что находится и социализируется в сети этих традиций. Существование национальных традиций зависит от общественного мнения, которое его поддерживает, стимулирует или отрицает.

Традиция тесно связанна с понятием социальной и духовной преемственности. Таковая является закономерным явлением в развитии общества.

Традиция по отношению к преемственности как объективной связи явлений является субъективной связью отношений, субъективным отражением преемственности в настоящем в соответствии с социальным строем, политико-идеологическими установками, национальными интересами, духовными потребностями общества.

Вероятно именно это отличает (при единых общечеловеческих ценностях, схожих в функциональном назначении с религиозно-национальными традициями) этническое лицо социума.

Но в этнических средах имеют место также нежелательные традиции, закрепляющие негативный опыт социума, влияние чуждых ему воздействий, следствия периодов упадка.

Причины этого явления в России сегодня кроются в том, что период последних десятилетий в нашей стране оказались питательной почвой для проявления как раз отрицательного содержания социальной преемственности.

Так, в ряде регионов страны наблюдалось возрождение пышных дорогостоящих поминок, похорон, свадеб, уплата калыма в миллионах рублях. Почтение и уважение к старшим у некоторой части населения по ряду причин ассоциировалось с чинопочитанием и раболепием.

Интересно
Отрицательные традиции способствовали утверждению конформизма, социальной пассивности, а также содействовали национальной ограниченности, замкнутости, что вело к развитию национализма, росту агрессивности населения.

Трагические плоды всего этого нам приходится пожинать сегодня.

Как видим, сущность национальных традиций заключается прежде всего в том, что, концентрируя в себе социальный опыт предшествующих поколений во всех сферах жизни и деятельности, они являются механизмом преемственности поколений в функционировании общественных отношений данного этноса и источником национальной неповторимости.

Следует особенно внимательно рассмотреть особенности формирования личности в процессе взаимоотношения национальных традиций и социализации.

Как мы уже показали, личность – это социальное качество человека, которое предполагает внутреннюю свободу в качестве идеала, преодоление естественной склонности к конформизму, умение противостоять давлению общественного мнения, когда это необходимо для отстаивания нравственно позиции.

Эти качества формируются в результате целенаправленного воспитания и образования.

Результативность последних во многом зависит от внутренней установки человека на самосовершенствование, от степени его осознания необходимости выработки названных качеств.

Понятие “социализация” – это, как теперь уже ясно, чрезвычайно объемное понятие и доминирует над понятием «формирование».

Формирование можно трактовать как схему расположения духовных компонентов и порядок последовательности в их объективизации (скажем в их становлении и закреплении в человеке), отсюда – и как этапность процесса.

Социализация – это целостный процесс непосредственного усвоения человеком системы ценностей, идеалов, норм, знаний как социального опыта, делающего его полноправным и полноценным членом общества.

Понятие формирования характеризует конечную цель социализации человека (в нравственно-правовой социализации это, соответственно, – правосознание и правовая культура), которой является окончательное формирование его личности, т.е. достижение психологической и социальной зрелости и устойчивости, обращения усвоенного положительного социальною опыта я убеждение, привычку, установку на дальнейшее самосовершенствование.

В то же время целью социализации личности является совершенствование общественных отношений, в нашем случае речь идет о становлении начал правового государства. В процессе социализации целя человека и цели общества совпадают абсолютным образом.

Одно просто невозможно без другого.

Социально-психологическая социализация придает личности определенную индивидуальную неповторимость, задает определенный стереотип поведения, общения, мышления.

Качества, необходимые личности в результате этой социализации, прививаются средствами народной педагогики (традициями, обычаями, фольклором, системой образования, воспитания и т.п.) и микрогрупповым окружением (семьей, сверстниками, коллективом).

Роль национальных традиций в социализации личности конкретна. Именно они выступают тем социальным механизмом, посредством которого человек осваивает весь комплекс социального опыта семейно-бытовых отношений, межличностных, производственно-профессиональных, культурно-исторических отношений.

Универсальность и относительная консервативность традиций проявляется в том, что они постоянно присутствуют в процессе жизнедеятельности индивида как норма, принцип, правило, закон, предписание.

Поскольку человек живет в обществе, он не может не считаться со своим окружением. Традиции непосредственно пронизывают все общество, всю его структуру, вплоть до отдельной личности.

Социализирующий эффект их в том, что человек формируется в традициях как в конкретных ценностях социума. Традиции выступают одним из тех общественных механизмов, который обеспечивает преемственность социального опыта поколений.

Кроме того, они являются главным принципом «нормой общения в пределах конкретного этноса. Следовательно, национальная традиция непосредственно включена в процесс социализации личности через фактор общения, втягивая индивида в выработанный обществом этикет приветствий, вежливости, сожаления, выражения радости и т.д.

Традиция учит индивида мыслить по этим нормам, строить свое повседневное поведение, исходя из этих норм.

Для устойчивого существования и развития любой нации первостепенно важно формирование личностей с определенными качествами, соответствующим господствующим отношениям в ту или иную конкретно-историческую эпоху.

Человек, социализируясь, так или иначе включается в общественные связи и отношения. Социализация находится в прямой связи с образом жизни этноса, с его национальными традициями.

Образ жизни, национальные традиции в своем формирующем влиянии определяют стиль социализации, задают направление к определенному типу личности. (Стиль социализации может быть авторитарным, свободным, демократичным и др.).

Роль национальных традиций в социализации личности раскрывается также через их функции:

  1. Функции аккумуляции.
  2. Функции консервации и трансляции социального опыта.
  3. Функции социального ориентира.
  4. Регулятивные функции.

На этой основе можно выделить также не менее важные этмоконсолидирующие, этнодиффереицирующие, воспитательные функции, представляющие собой своего рода трансляцию только что выделенных общих функций: выполняемых национальными традициями в отношении процесса социализации.

Этносоциализация предполагает овладение личностью культурными и научными ценностями, знаниями, достижениями своей этнической среды, также духовным и материальным достоянием всего человечества.

Духовное богатство современной личности определяется ее компетентностью в различных сферах не только своего этноса.

Уровень активности общественного сознания этноса находится в прямой связи с политико-идеалогической структурой общества.

Социальная активность также зависит от того, насколько развита личность, зависит от уровня ее внутренней свободы.

Что, в свою очередь, является косвенным показателем функциональности национального сознания и самосознания. Сплоченность этноса берет начало от определенного духовного единства (национального сознания), которое вбирает в себя и классовые, и социальные, и групповые, и возрастные, и профессиональные формы общественного единства.

Национальное сознание находит отражение в индивидуальном сознании личности, воспринимаясь ею как национальное самосознание. Именно национальное самосознание является, на наш взгляд, важнейшим показателем степени этносоциализированности.

Исключительно большая роль в процессе воздействия общественного национального сознания на индивидуальное сознание личности принадлежит национальным традициям.

Этноконсолидирующая функция национальных традиций обычно не консервативна по отношению к инонациональной культуре, не ориентирует на замкнутость, в современных условиях национальные традиции бытуют наравне с общероссийскими традициями, с Другими новшествами межнационального характера (в одежде, искусстве и т.д.).

Одним из фундаментальных институтов социализации, посредством которого личность приобщается к системе ценностей, норм, является семья, а также социально значимые семейно родственные отношения.

Семья для человека является первой моделью общества. Это та микросреда, где согласовываются общественные, индивидуальные нормы поведения, жизнедеятельности; где берут начало индивидуально-неповторимые, социально-психологические черты характера и темперамента;  где происходит целенаправленное воспитание и формирование личности.

“Семья является  наиболее действенной общественной системой, которая стимулирует развитие ребенка к действительной социализации”, – отмечает немецкий ученый-юрист В.Икингер.

В семье предполагается и этносоциализация. Через семейные отношения человека приобщают к национальной культуре, традициям, обычаям, обрядам, ритуалам.

Национальные традиции, в свою очередь, прививают человеку этнически неповторимые качества, которые находят устойчивое закрепление в его национальном самосознании.

В семье начинается воспитание нравственно-психологической, эмоциональной, духовио-интеллектуальной, трудовой культуры личности, являющихся необходимым моментом ее адаптивно-деятельностной социализации не в меньшей мере, чем социализации нравственно-правовой.

Схема и перспектива семейных отношений обычно строится на традиционной основе, характерной для данного этноса.

Традиции, будучи образцом положительного поведения, общения и обязательным принципом этноконсолидированного баланса, служит механизмом воздействия этнической микросреды на личность, механизмом передачи имеющейся духовной культуры и опыта конкретной личности.

Характерно, что начала нравственно-правового воспитания и образования, которое может получить и получает человек в семье, также в основном относятся к области традиционного правосознания.

Объем понятия традиционного правосознания в значительной степени соответствует объему понятия религиозного правосознания.

Традиционное правосознание в многонациональной Республике Дагестан особенно характерно для семей мусульманского вероисповедания, бережно соблюдающих обычаи предков. Нравственные ценности правовых норм шариата составляют заметный фон правосознания современных граждан республики.

Это отмечали исследователи еще в советское время, когда гонения на обычаи, связанные с религиозными традициями, порой имели почти откровенный характер.

О сохранении и распространении религиозного правосознания в семейных отношениях говорил факт регистрации браков на основе шариата.

Еще в 1984 году мы проводили опрос семейных студентов Дагестанского университета по специально разработанному вопроснику. На вопрос: “Как было оформлено заключение Вашего брака?”

  • только на основе советских законов;
  • на основе шариата;
  • нет оформления брака.

Около 65% опрошенных ответили, что их брак одновременно оформлен на основе советских законов и шариата.

При анкетировании спустя 10 лет (в анкету были включены многие пункты из вопросника 1984 года) еще больший процент студентов (свыше 80) подтвердили свою приверженность в области семейно-брачных отношений традициям ислама, возрос и процент приверженцев традиционных православных ценностей среди русских молодоженов.

Однако светское правовое образование, являющееся неотъемлемым элементом нравственно-правовой социализации личности, к сожалению, практически полностью выпадает из круга факторов, формирующих личность в семье (во многом именно поэтому здесь не удастся возвыситься над уровнем НПС-1).

Опросы школьников, данные которых мы еще будем использовать, показали, что только 15% из числа опрошенных каким-то образом обсуждали в семье проект Конституции Республики Дагестан, принятой Конституционным Собранием 26 июля 1994 года.

Еще меньшее число учащихся показало знание конкретных прав гражданина республики, с информацию о которых они не получали в школе и с которыми, по их словам, они познакомились в семье. Следует признавать актуальной задачей поиск путей воздействия на институт семьи с целью активизировать пропаганду в семье правовых знаний.

Бесспорно, это был бы наиболее эффективный путь нравственно-правовой социализации личности, создало бы преграду для правового нигилизма и стало бы своего рода “прививкой” против возможной десоциализации.

]Правовые нормы, конечно же, святы для ребенка, если он узнает о них от своих родителей. Особенно если мы будем иметь в виду традиционное почтение к старшим, бытующее на Кавказе, в Дагестане, в частности.

Впрочем, на сегодняшний день это, как нам кажется, мало выполнимая задача. Поэтому за семьей в ближайшее время останется преимущественно функция воспитания личности в духе прежде всего нравственных ценностей, сохраняемых и развиваемых его народом и нацией.

При этом именно семейные отношения более всего приспособлены к тому, чтобы воспитать в ребенке моральное сознание и тем самым почти в полной мере реализовать нравственную сторону НПС-1. Очень важную проблему, поэтому, составляет детская беспризорность.

Мы вынуждены будем в дальнейшем специально остановиться на этом вопросе, так как отсутствие такого мощного социализирующего фактора как семейные отношения на раннем этапе социализации личности не могут не сказаться отрицательно на этапе последующем.

Можно a priori сказать, что без усиленного и специального влияния общественных и государственных институтов социализации, индивид в таком случае обречен на неполную, деформированную социализацию, почти всегда грозящую десоциализацией и деградацией личности.

Формируясь в системе традиций, личность приобщается к ним непосредственно путем общения. Осознание идентичности образа жизни, интересов, проблем, психологического склада, общности исторических судеб, облегчает взаимопонимание между членами социума.

Моральные принципы, воспринятые в семье, потому являются наиболее устойчивыми, что здесь они доводятся до уровня чувства, которое в дальнейшем самой личности может казаться почти что врожденным -инстинктом.

На это указывал и Гегель в своей “Философии права”, утверждая, что “воспитание детей имеет с точки зрения отношений в семье своим позитивным назначением то, чтобы нравственность была доведена в них до непосредственного, еще свободного от противоположностей чувства и чтобы душа ребенка прожила в этом чувстве как основе нравственной жизни свою первую жизнь в любви, доверии и послушании.

Однако негативное назначение того же отношения состоит в том, чтобы возвысить детей над той природной непосредственностью, в которой они изначально пребывают, превратить их в самостоятельных и свободных личностей и сделать тем самым способным выйти из природного единства семьи”.

Здесь как мы видим, Гегель прямо говорит о переходе от природного со стояния человека к его социальному бытию свободной личности.

Говоря в рамках принятой сегодня терминологии, речь у великого философа идет именно о роли семьи в процесса первоначальной социализации личности.

Недаром даже архитектоника «Философии права» такова, что свойства личности, раскрытые в главе “Семья”, по мере исчерпания своего содержания в пределах теории семьи как феномена правовой жизни требуют более адекватной формы.

И такая форма тематизируется разделом «Гражданское общество”. Возвысить человека от природного состояния до гражданского общества – таково, поэтому, высшее назначение семьи как института социализации личности.

Одним из первичных, базовых элементов гражданского общества, а значит и следующим по значению (но не по важности) направлением влияния национальных традиций на социализацию личности, является институт социальной группы, страты или трудового коллектива.

Здесь национальное начало традиции проявляется в традиционных видах труда, в формах духовной культуры, литературы, искусства, музыки и т.п., которые объединяют людей.

Межличностные связи людей, выходящие за рамки семьи, очень часто являются в большей степени национализирующим фактором, чем даже семья.

Едва ли необходимо доказывать, что для людей, перед которыми стоит задача социализироваться в чужой национальной среде, эта закономерность усиливается и становится доминирующим фактором.

Национальные традиции в прямом смысле слова в этом случае являются механизмом передачи социального опыта предшествующих поколений.

В условиях многонационального Дагестана исследование возможностей управления процессом социализации выходцев из других стран или из мест компактного проживания, оказавшихся в данной республике на положении национального меньшинства, было бы весьма полезно.

Ведь, данная проблема в последнее время становится особенно актуальной в связи с ростом числа беженцев из “горячих точек” России.

Практически значимой была бы и попытка анализа национальных традиций, стимулирующих адаптацию к социальным структурам материального и нематериального производства (трудовой коллектив).

Думаем, что в ближайшее время ученые нашей республики (юристы, социологи, психологи) обратят особое внимание на эти проблемы.

При этом можно будет научно обоснованно ответить на важный практический вопрос. А именно, чему при оценке национальных традиций мы должны все-таки отдавать приоритет, интересам производства, совершенствованию экономического механизма или же максимально полному сохранению национального лица какого-либо из малых народов или национальных меньшинств?

Но уже сейчас нам представляется, что в условиях межнациональных противоречий, нарастающих в кавказском регионе в целом, и усиливающихся межнациональных конфликтов, главное -сохранить мир между народами.

Поэтому приоритетом должно быть развитие этих народов и сохранение их позитивных национальных традиций.

Попытки же хоть как-то стимулировать нивелировку национальных качеств, как это отчасти имело место в советскую эпоху, может привести к труднопредсказуемым отрицательным последствиям.

Но стратегической целью национальной политики должно быть диалектическое сочетание приоритетов экономической, социальной и национальной политики государства.

Одними из наиболее эффективных методов скрытого, “мягкого”, управления при реализации этой политики могут стать методы, связанные со стимулированием процесса адаптивно-деятельностной и нравственно- правовой социализации личности.

Здесь мы находим одну из тех точек социальной политики, где адаптивно-деятельностная и нравственно-правовая формы социализации личности оказываются наиболее тесно связаны, активно влияют друг на друга.

При разработке конкретной социальной политики следует учесть диалектику их отношения. При этом в данном случае ведущая роль, как нам кажется, должна принадлежать все же адаптивно- деятельностной форме.

Социальная политика, как известно, реализуется также в законотворческой деятельности и в правоприменительной практике.

Последние лишь тогда станут эффективным фактором социализации личности, когда будут подчинены научно выверенным приоритетам комплексной социальной и национальной политике, станут одним из необходимых звеньев этого комплекса, особенно это важно для деятельности Конституционного суда республики.

Лишь когда в республике имеется научно обоснованная единая программа экономической, социальной и национальной политики, включающая механизмы совершенствования адаптивно – деятельностной и нравственно-правовой социализации личности, лишь тогда этот важнейший институт государственной власти сможет в полной мере реализовать, заложенный в нем властный и нравственный потенциал.

Процесс социализации личности проходит в социальных сферах гражданского общества как деятельность, общение, самосознание.

Это деление- достаточно условное, однако оно может быть признано приемлемым для целей научного анализа.

Вместе с тем понятно, что в действительности социализация – процесс противоречивый и целостный, содержит в себе и целенаправленные моменты, и стихийное воздействие.

Интересно
Влияние национальных традиций на деятельностную социализацию личности состоит не только в обучении социальному опыту традиционных видов труда, но и в формировании ориентации и установки на них.

Чаще это происходит в семье, когда отец, мать передают детям свои традиционно-профессиональные навыки. Включенность же в структуру гражданского общества, особенно несущего в себе значительные черты “традиционного общества” (таким является и Дагестан), может стимулировать ориентацию на усвоение традиционных форм труда, стереотипов поведения, реакций и т.д.

В процессе общения человек увеличивает связи с внешним миром, отдавая свой жизненный опыт и получая опыт жизнедеятельности других.

Развивается критическое отношение к себе от видения себя в глазах других индивидов, развивается самовоспитание, самоконтроль. Точкой отсчета и мерой соизмерения гармонии общения являются национальные традиции.

Национальные традиции при этносоциализации прямо влияют на формирование национального самосознания, на осознание индивидом своего этнического отличия от других людей.

Они являются основным (после национального языка) социально-психологическим элементом социализации личности на уровне общественного и индивидуального сознания и самосознания. Социальный опыт отражен и закреплен в традициях как обыденный опыт.

Это нормы обычного права, этические и эстетические нравы, а так же нормы, специфические и общечеловеческие национально-классовые морали. Национальное сознание регулирует национальное самосознание, традиционно-бытовые стереотипы поведения.

Влияние национальных традиций на социализацию личности осуществляется через общение, а именно посредством таких механизмов как внушение, подражание, пропаганда. Здесь национальные традиции выступают как социально-психологический фактор, который ускоряет и помогает усвоению социального опыта этноса и других национальных обществ.

Посредством внушения и подражания прививаются этнический стереотип психологических норм, поведения, привычек, взглядов, вкусов.

Национальные традиции являются источником не только национального самосознания, но и национальных чувств, национальной психологии. Содержанием последнего является психическая сторона духовной жизни этнической общности.

Ее можно определить как общность социально-психологических свойств членов этноса. Активизация составных элементов социальной психологии, таких как национальное самосознание, национальные чувства, воля и т.п., вызываются социально-экономическими отношениями и находят отражение в общественном сознании в качестве идей установок на замкнутость, стремлений, ориентации на определенные чувства и волю.

Национальное самосознание может ограничить отрицательное влияние национальных традиций или усилить их консервативность, закрепить как неписаный закон на уровне общественного мнения. Последнее может быть вызвано двумя причинами:

  • либо как необходимостью противостоять давящему влиянию инноваций, разрушающих национальную культуру или отрицающих ее бытие. Отсюда психологическая замкнутость ее представителей, агрессивность в общении с представителями других этносов, установки .на исключительность;
  • либо как пропаганда местного национализма или шовинизма.

В этом случае и отрицательного характера национальные традиции могут преподносится как нечто неповторимое. и достойное.

При неправильном отношении или негативном их использовании, может сложится потребительское отношение: прикрываясь традициями, встать на позиции иждивенчества и несамостоятельности; полностью вовлечь, например, дочь в домашнее хозяйство, не дав возможности развиваться интеллектуально и социально (в общении со сверстниками); авторитарный стиль социализации при отношении между взрослыми и детьми могут привести к замкнутости, некоммуникабельности, конформизму у ребенка, юноши, что затруднит во многом его успехи в той или иной области.

При этом формально зная национальные этические нормы, можно быть к ним попросту “неприученным”, они могут не стать привычкой для человека, если не будут подкрепляться практикой общения на социальном уровне.

Это, в свою очередь, ведет к асоциального индивида, к “невладению” им приемами, нормами, закономерностями общения, правилами хорошего тона принятыми в национальной традиции и практикуемые в отношениях, скажем, в трудовом коллективе.

На начальном этапе социализации все это, конечно же, ни с нравственной, ни тем более с правовой точки зрения не может считаться виной человека, которого попросту не воспитали должным образом  по  причине неблагополучия в семье, педагогической некомпетентности родителей и т.д.

Позже, если у индивида отсутствует работа над собой (самовоспитание, самосовершенствование), причиной своих неудач в обществе является он сам.

На основе национальных традиций у индивида формируется положительные качества, являющиеся общечеловеческими ценностями, но функционирующие в национальной форме. Национальные традиции в формировании личности наиболее активно участвуют начальных этапах.

В зрелом возрасте на личность они продолжают влиять через социальный институт общественного мнения, способного оказать громадное влияние на процесс нравственно-правового воспитания личности, а тем самым на процесс социализации в целом.

Во многом именно особенности воздействия общественного мнения определяют своеобразие форм нравственно-правового воспитания. Личность «воспроизводит» основные традиции в процессе социализации подрастающего поколения, а также и для поддержания этнического социально-духовного равновесия.

Воспитательное воздействие общественного мнения обусловливается его ценностно-нормативным содержанием. Общественное мнение представляет собой нормативно-ценностное отношение тех или иных социальных общностей к различным социальным вопросам, затрагивающим общие интересы, обусловленные их потребностями, идеалами и требующие практического решения.

Интересно
Нормативность общественного мнения заключается в том, что при оценке социальных явлений, факторов и процессов оно исходит из вполне определенных правил поведения (нравственных, юридических), формулирует модели поведения в соответствии с правильно или неправильно познанными потребностями и интересами социальных общностей, руководствуется определенными образцами, вырабатывая свое отношение к тем или иным социальным вопросам, воздействуют на сознание и поведение людей.

В общественном мнении содержатся ценности, служащие основой социальной оценки поведения. Общественное мнение, наделенное нормативно-ценностным содержанием, тесно связанное с практикой, пронизанное национальной идеологией, способно эффективно влиять на сознание отдельных индивидов членов социальной группы и коллектива, на развитие социальной активности и творческой инициативы.

Указанная способность общественного мнения широко используется, в работе старейшин в Ахтынском, Буйнакском, Чародинском, Гунибском, Кайтагском, Хасавюртовском и в других районах нашей республики.

Достаточно эффективно проводят работу по нравственно-правовому воспитанию Советы старейшин в Гунибском районе.

Основным направлением деятельности этих общественных формирований являются профилактическая деятельность, охрана общественного порядка, нравственно-правовое воспитание.

Свою деятельность в этом направлении они координируют с органами внутренних дел, прокуратуры и суда.

Заслуживают внимания формы и методы деятельности Совета старейшин в области нравственно-правового воспитания в селениях, в которых десять и более лет не совершено ни одного преступления.

Например, в с. Наказух Гунибского района в течении 50 лет не совершенно ни одного преступления, в с. Талух Чародинского района – в течение 35 лет., в с.Асаликент Сулейман-Стальского района – 25 лет. в 12 селениях Кайтагского района – 12 лет, в с. Кегер Гунибского района – 10 лет.

Советы старейшин в сельской -местности стали новой формой демократии, активными участниками управлении делами села, большой силой в нравственно- правовом воспитании и профилактике правонарушений.

Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что иногда Советы старейшин проявляют некомпетентность в регулировании поведения людей.

Они наряду с официальными, формальными социальными нормами формулируют неофициальные кормы, которые значительно отличаются от официально установленных идеалов.

В случаях, когда групповые нормы лишены политического, экономического, правового и нравственного содержания, общественное мнение, выраженное Советом старейшин, не оказывает воспитательного воздействия, порой отрицательно воздействуют как на самих нарушителей, так и на других лиц.

Так, например, в некоторых сельских Советах Акушинского района Советы старейшин не оказывают воспитательное воздействие на личность, ибо в случаях, когда должна быть применена мера государственного воздействия в отношении лица, нарушившего закон, они укрывают содеянное, стараются примирить стороны.

Для усиления воспитательного воздействия Совета старейшин необходимо, чтобы общественное мнение, выраженное Советом, отвечало требованиям нравственных и правовых норм, чтобы не оставались незамеченными любые нарушения нравственно-правовых норм и давалась им принципиальная оценка; чтобы не только осуждался сам факт нарушения социальной нормы и сам нарушитель, но и предъявлялось требование к нему исправить свое поведение, не допускать подобных поступков в будущем.

В тех населенных пунктах, коллективах, где к нарушителям нравственно-правовых норм подходят требовательно, обсуждают каждый совершенный проступок уровень сознания трудящихся масс выше и их нравственно-правовые ценностные ориентации в большей степени соответствуют личности, отвечающей требованиям, которые предъявляют к ее нравственно-правовой социализации реалии создающегося правового государства.

Требования общественного мнения выполняются не из-за боязни, а в силу глубокой солидарности с ними.

Когда же подобные обсуждения проводятся от случая к случаю или же вообще отсутствуют, общественное мнение не обладает силой авторитета, не способствует успешному проведению мероприятий, направленных на формирование социально-активного, высококультурного человека.

Следует на наш взгляд, уделять больше внимания воспитанию высокой правовой культуры самих членов Совета старейшин. Только в таком случае можно рассчитыватьна успех нравственно-правового воспитания.

Интересно и важно было бы обратиться к опыту работы сходов (джамаат), где вопросы воспитания, в частности нравственно-правового, ставятся и решаются объективно с учетом мнения большинства жителей аула.

Большую воспитательную работу проводят сельские сходы в Кизилюртовском, Хасавюртовском, Агульском. Ахтынском, Сергокалинском, Кизлярском и других районах.

Понятно, что если негативные искажения национальной традиции становятся источником преступления, то в ходе судебного разбирательства это должно обязательно стать фактом общественного сознания.

Именно здесь может раскрыть себя мощный воспитательный потенциал, который заключает в себе сам феномен гласного общественного процесса.

Содействовать нравственно-правовому воспитанию населения будет и тот факт, когда решение суда, особенно по громким процессам, по процессам, связанным с конституционными основами общества или же с отношением к национальным традициям, получать публично выраженное одобрение в тех институтах, которые являются этих традиций носителями и пользуются нравственным авторитетом у людей.

В первую очередь – в советах старейшин и в сельских сходах (джамаат). Но для самого судьи, конечно же, высшим авторитетом должен быть Закон.

При этом должны в корне пресекаться появляющиеся иногда тенденции принятия сходами, советами старейшин решений (оценочных или организационных), относящихся к компетенции суда.

Эта практика вошла бы в противоречие со Статьей 112 Конституции Республики Дагестан, которая однозначно определяет « Правосудие в Республике Дагестан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства… Организация, деятельность и компетенция судов Республики Дагестан определяются законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Эта норма, однако, возлагает большую ответственность на судебные инстанции, обозначенные в Конституции. Национальные особенности Республики Дагестан особо требуют, чтобы суды стали в глазах населения воплощением социальной справедливости.

К сожалению, пока это во многом – только идеал. Начало совершенствования деятельности судов в этом направлении должен положить конституционный суд республики.

Ярко выраженными чертами справедливости (вспомним, что справедливость -это одна из высших нравственных ценностей, имеющих и общечеловеческий и национальный характер) в обязательном порядке должны быть отмечены решения суда особенно в части толкования Конституции Республики Дагестан: в части заключения о соответствии Конституции Республики законов и нормативных актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к совместному ведению Республики Дагестан и Российской Федерации; о соответствии Конституции Республики Дагестан, договоров между органами государственной власти Республики Дагестан органами государственной власти Российской Федерации, между органами государственной власти Республики Дагестан органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Не в коем случае не должны поколебать веру граждан в справедливость демократических законов решения конституционного суда по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Итак, влияние национальных традиций на процесс социализации личности исключительно велико. Они способствуют формированию гражданского патриотизма, толерантного отношения к людям других национальностей (последнее качество весьма важно в условиях многонациональной республики, где главная ценность – межнациональный мир).

Своеобразие национальных традиций в первую очередь определяют региональные особенности нравственно-правовой социализации личности.

Однако традиции можно использовать в различных целях, прикрывать ими корыстные и негативные явления.

Национальные традиции нуждаются:

  • в очищении от потребительского к ним отношения;
  • от поздних надуманных наслоений;
  • в переосмыслении тех их сторон, которые воздействуют консервативно на личность;
  • в защите тех их сторон, которые способствуют положительному воспитанию;
  • в разграничении сугубо национального их содержания от поздних феодально-классовых приобретений, получивших закрепление и распространение среди народа.

В данной главе мы наметили только основные моменты, которые могут быть положены в основу общей теории взаимодействия национальных традиций со всей совокупностью факторов нравственно-правовой социализации личности.

Работать в направлении создания такой теории просто необходимо, особенно в части ее спецификации применительно к особенностям каждого из регионов Российской Федерации.

Тогда эта теория может стать важным элементом научного обоснования законотворческой и правоохранительной деятельности институтов государственной власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)