Реформация и культура

Переход от Средних веков к Новому времени состоялся в двух направлениях – через Возрождение и Реформацию. Возрождение стремилось вернуть к жизни античные науки и искусства, всю античную культуру, а Реформация – возвратить католическую Церковь ко временам апостольским. Реформация – широкое религиозно-идеологическое и политическое движение, начавшееся в XVI веке в Германии и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания.

Реформация вызревала в недрах Средневековья медленно и неуклонно, и связано это движение с именами Яна Гуса и Мартина Лютера. В XV веке по всему Западу широко распространилась торговля индульгенциями. Это вызвало недовольство у многих. И здесь было чему возмущаться, так как, скажем, в Германии конца XV века у римского комиссара по делам отпущений (индульгенций) отпущение за убийство оценивалось в восемь дукатов, за святотатство и клятвопреступление – в девять, за многоженство – шесть дукатов и т.д.

Иногда дело доходило до того, что продавцы индульгенций оплачивали ими свои расходы на путешествия, и они получали хождение на рынках и в гостиницах наряду с векселями. Такая вопиющая профанация отпущения грехов вряд ли одобрялась католической Церковью и Папским престолом. Но вместе с тем Римские Папы XV – начала XVI веков смотрели на торговлю индульгенциями как на дело вполне оправданное и соответствующее букве и духу церковной доктрины.

Интересно
Реформация по своей сущности стала первым решительным выступлением против средневековых религиозных порядков. Для протестанта религиозный опыт, нашедший внешнее воплощение, – это уже не религия, а культура. Таким образом, становится очевидна та исключительно важная роль, которую сыграла эпоха Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры.

Не провозглашая никакого социально-политического идеала, не совершая никаких научных открытий и достижений в области художественного творчества, Реформация изменила сознание человека, открыв перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от схоластики церкви, получил самую высшую для него санкцию – религиозную – на то что только собственный разум и совесть могут определить ему.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится главной из мировоззренческих задач этой эпохи. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь человеку в познании мира, чем его собственные чувства! Человеческий глаз в этом смысле, по мнению деятелей культуры этого времени, не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию: расцветают живопись и другие пространственные искусства. Именно они позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту.

Поэтому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят к решению мировоззренческих задач. В плане познания мира у художника все преимущества. Эпоха Ренессанса носит отчетливо выраженный художественный характер. Говоря о неповторимости и уникальности культуры Возрождения, нельзя забывать, что она была прерогативой верхов общества, интеллектуальной и художественной элиты.

Как бы ни связан был итальянский народ с Древним Римом, античная погибшая культура была чужда массам, как была им чужда и новая культура, опиравшаяся на угасшую древнюю. Естественно что между народом и интеллигенцией образовалась пропасть. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен, в особенности для современности, так как именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды.

Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отражается в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, в сфере его чувств и эмоций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)