Редакторская работа над авторским оригиналом
Редактирование – это составная часть издательского процесса, творческая работа редактора совместно с автором над рукописью произведения в целях улучшения его содержания и формы, подготовки к полиграфическому воспроизведению и выпуску в свет. Редактирование – процесс творческий и во многом зависит от типа издания. Каждая новая рукопись требует от редактора новых подходов, новых решений, новых идей.
Работая над текстом рукописи, анализируя его, редактор оценивает обоснованность авторской мысли, достоверность приводимых в рукописи фактов, точность определений и формулировок, аргументированность выводов, последовательность изложения материала, его структурную организацию и иные особенности текста. Значительную часть в процессе редактирования занимает редакционная правка авторского оригинала.
По степени и характеру вносимых в текст изменений различают несколько видов редакционной правки:
- вычитка – исправление технических погрешностей при подготовке переизданий без переработки, а также официальных и документальных материалов;
- сокращение – исправления с целью ограничить текст определенным объемом;
- обработка – исправления идейно-смысловые, фактические, композиционные, логические, стилистические, но без коренного преобразования текста;
- переделка – коренные изменения авторского текста, который служит лишь основой для окончательного текста издания.
Как правило, работая над текстом, редактор использует все перечисленные виды правки в различных сочетаниях.
Методика редакционной правки предполагает наличие ряда правил, целесообразность которых подтверждается опытом. К числу таких правил относятся следующие:
- не начинать править, не познакомившись с текстом в целом, не выявив его общие особенности, достоинства и недостатки, не определив главные редакционные задачи;
- править только после того, как установлена и точно определена причина неудовлетворенности текстом и продуман путь ее устранения;
- не выходить за рамки допустимого редакторского вмешательства в текст, т. е. соразмерять правку с авторским замыслом;
- ограничиваться по возможности минимумом поправок, не отдаляясь от авторского текста и используя для правки авторскими речевыми средствами;
- критически относиться к каждой вносимой правке, сопоставляя ее с первоначальным текстом, сохраняя авторский смысл исправляемой фразы, фрагмента;
- согласовывать все исправления с автором.
Редакционную правку целесообразно начинать с композиционных изменений, а сокращения должны предшествовать правке текста.
Что касается техники редакторской правки, то она проста:
- править непосредственно в тексте, зачеркивая слова и буквы тонкой чертой и вписывая новые слова и буквы над ними между строк;
- вписывать текст разборчиво;
- большие вставки вписывать на полях или на отдельной странице, подклеиваемой к основной;
- вычеркивая текст, соединять стрелкой последнее слово перед вычерком и первое после него;
- в правке использовать знаки, применяемые при вычитке.
Часто рукописи редактируются вне издательства. Характер готовящихся изданий может потребовать привлечения специалистов, которыми издательство не располагает. К тому же нередко в подготовке издания участвуют несколько редакторов, особенно когда речь идет о сложных и ответственных проектах.
Одновременно с работой над текстом редактор редактирует авторские оригиналы иллюстраций. Иллюстрация призвана помочь читателю лучше понять текст, дополнить его. С помощью иллюстрации выражается содержание, которое или невозможно, или сложно передать в текстовой форме. С этих позиций редактор и оценивает иллюстративный материал.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу