Различаются ли отношения обмена в западных и незападных культурах

Правила обмена варьируются при различных отношениях: для родственников, друзей и незнакомцев правила обмена будут неодинаковыми. Эти правила также зависят и от культуры.

Интересно
И китайские и американские студенты одинаково выставляют оценки для группы незнакомцев, строго в соответствии с их выполнением задания. Американцы придерживались этого правила и в группе друзей.

Китайцы же, делясь вознаграждениями с друзьями, в отличие от американцев чаще следовали правилу распределения, не принимая во внимание реальных заслуг. Почему возникло такое различие? Объясняется это тем, что китайцы традиционно проводят больше времени в группах с родственниками и ближайшими друзьями. То есть это культурное отличие обусловлено не столько различиями в мышлении китайцев и американцев, сколько разницей в составе групп их друзей и подруг.

Приведем более подробный пример того, какое воздействие культура оказывает на дружбу. Восьмилетняя Айрис живет в тростниковой хижине вместе со своими родителями и еще пятью братьями и сестрами в Папуа Новая Гвинея. Ее родственники по отцовской линии живут в соседних хижинах вместе со своими семьями. Она воспринимает своих двоюродных братьев и сестер как родных и играет с ними каждый день, а с младшими детьми остается в качестве няньки.

Ежедневно ее семья обменивается едой с родственниками, еще больше укрепляя родственные связи. Айрис знает, что когда подрастет, она выйдет замуж за одного из дальних родственников, живущих в соседней деревне.

А вот Эрика, наоборот, живет в благоустроенной квартире вместе со своими родителями и единственным младшим братом в окрестностях одного из шведских городов с населением более миллиона человек. Ее семья проживает в этом месте всего два года, и хотя девочка уже успела подружиться с несколькими детьми из своего дома, ее новые друзья постоянно переезжают, и связь теряется.


Эрика навещает родителей матери примерно шесть раз в году, а родителей отца и свою единственную тетушку с двумя детьми дважды в год. Она учится во втором классе средней школы вместе еще с 90 учениками вторых классов.

После занятий Эрика отправляется в город на уроки музыки, где встречается с де очками, живущими от нее в сотне километров. После школы она планирует поступить на медицинский факультет университета и, возможно, даже переехать в другую страну.

Социальные отличия в жизни Айрис и Эрики иллюстрируют три важнейшие отличительные черты, обнаруженные в процессе кросс культурных психологических исследований:

  1. Отношения в западном обществе определяются чаще всего свободным выбором. В большинстве традиционных культур отношения сохраняют тенденцию к заданности. Как говорит пословица: «Ты можешь выбрать друзей, но не можешь выбрать семью». В земледельческих сообществах или в деревне, расположенной в джунглях, выбор и в самом деле невелик. Ваши связи ограничены вашей семьей и членами племенной и религиозной группы. Большая семья может ограничивать свободу своих членов, однако она защищает их от воздействия тяжелых жизненных ситуаций.
  2. Отношения в традиционных культурах более постоянны и продолжительны по сравнению с западными культурами. В современном урбанистическом обществе вы можете больше никогда не увидеть человека, с которым только что познакомились, многие из ваших друзей скоро уедут или переедут, и даже ваш брак может оказаться явлением временным. В небольших земледельческих сообществах или в деревушке, расположенной в джунглях, отношения с членами сообщества будут продолжаться всю вашу жизнь.
  3. Отношения между людьми в урбанистическом западном обществе индивидуалистические, а в традиционном обществе коллективистические. Отношения с новым знакомым (например, с вашим собеседником в очереди в кассу) во многом похожи на отношения с вашими хорошими друзьями и возлюбленными. Форма таких отношений определяется особенностями личности, положением, мнениями и желаниями двух людей, вовлеченных в эти отношения. В маленьких сообществах отношения людей к своим соседям и родственникам определяются той группой, к которой они принадлежат.

Различаются ли отношения обмена в западных и незападных культурах

Различаются ли отношения обмена в западных и незападных культурах

Многие из характерных традиционных обществ не одобряют произвольные, временные и индивидуалистические отношения. В других обществах такие отношения возможны благодаря современным технологиям. Так, житель горных районов Непала может иметь друга в соседней деревне, расположенной в двадцати километрах.

Однако, чтобы преодолеть это расстояние, ему придется целый день карабкаться по горной тропинке. Пока он будет преодолевать этот путь, житель Нью-Йорка, совершая гораздо меньше усилий, может навестить своего друга в Лос-Анджелесе, Сиэтле или даже в Лондоне. Телефонная связь, факс и электронная почта позволяют жителям современных городов легко поддерживать связь с другими людьми по всему миру.

Кроме того, различия во взаимоотношениях обусловливаются разными социальными нормами, основанными на коллективизме или индивидуализме. Коллективно ориентированные сообщества ставят потребности группы выше потребностей индивидуума, а взаимозависимость выше независимости. Индивидуалистические общества, такие как США и Канада, придают больше значение правам человека, свободе, равенству и личной независимости.

Причина того, что современные урбанистические общества Северной Америки являются более индивидуалистическими и менее коллективистскими, связана с теми типами отношений, которые приняты в этих мобильных и высоко демократичных культурах. Если человек связан лишь с временными и меняющимися знакомыми, то рыночное распределение ресурсов более обоснованно, чем когда круг его знакомых и друзей ограничивается семьей.

Для того чтобы понять социальную психологию дружбы, очень важно осознать, что различные от ношения имеют разные правила обмена. Первые исследования в этой области проводились в основном в лабораториях крупных университетов и преимущественно рассматривали отношения между незнакомыми людьми.

Различаются ли отношения обмена в западных и незападных культурах

Как только исследователи стали изучать более близкие взаимоотношения, они поняли, что старые модели, основанные на «рыночных» принципах обмена, можно принять далеко не всегда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)