Разграничение компетенции территориальных прокуратур с природоохранными

Надзор за исполнением законодательства в сфере экологии осуществляют: Генеральная прокуратура РФ (в Управлении по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов есть отдел по надзору за исполнением природоохранного законодательства); управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах; прокуратуры субъектов Российской Федерации; иные территориальные прокуратуры (городские, районные); специализированные природоохранные прокуратуры; транспортные (на правах районных); военные прокуратуры; прокуратуры, надзирающие за исполнением законов на объектах с особым режимом.

Система природоохранных прокуратур не охватывает полностью территории всех субъектов Российской Федерации, и возникает необходимость в обеспечении прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства на специфических объектах, например объектах транспорта, поднадзорных транспортным прокурорам, на особо режимных объектах, находящихся в сфере юрисдикции прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Вопросы разграничения компетенции прокуроров в природоохранной сфере рассматриваются в приказе Генерального прокурора РФ № 24 от 9 апреля 1996 г. «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» (с последующими изменениями и дополнениями).

Так, за Волжским межрегиональным природоохранным прокурором закреплены:

  • функции по осуществлению надзора за исполнением экологических законов органами власти субъектов Федерации, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга;
  • а также производство предварительного следствия по делам об экологических преступлениях, в том числе совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волга.

Вместе с тем конкретная сфера деятельности этой прокуратуры должна определяться по согласованию с территориальными прокурорами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Природоохранным межрайонным прокуратурам, которые подчиняются непосредственно прокурорам субъектов Российской Федерации, предписано осуществлять надзор за исполнением законодательства природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями. Перечень и рамки их компетенции по производству предварительного следствия определяют прокуроры соответствующих субъектов Российской Федерации.

Что касается взаимодействия территориальных и специализированных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства, то, несмотря на имеющую место урегулированность вопросов поднадзорности субъектов и конкретных объектов, рекомендуется осуществление прокурорами совместных мероприятий:

  • проведение проверок;
  • обсуждение на коллегиях и координационных совещаниях вопросов законности в экологической сфере, борьбы с экологическими преступлениями;
  • обмен передовыми методиками по выявлению нарушений;
  • совместная подготовка методик;
  • проведение занятий по обмену опытом, своевременное направление информаций по требующим внимания вопросам.

Компетенция военных и транспортных прокуроров, прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в рассматриваемой сфере распространяется на поднадзорные этим прокурорам объекты, включая созданные в военизированных структурах, на транспорте и на особо режимных объектах специальные природоохранные органы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)