Разделение деятельности обучения

Деятельность учения всегда должна выполняться определенным лицом, т. е. человеком, в организме и психике которого необходимо произвести желаемые изменения; это — учащийся. Деятельность же обучения могут выполнять любые лица, с необходимой квалификацией. Обычно в этом процессе принимают участие целый ряд лиц, и функции могут распределяться между ними по- разному.

Программированное обучение. Если преподавателю, который непосредственно контактирует с учащимися, приходится действовать по внутренней программе, т. е. на основе вполне отработанных ранее педагогических умений, то преподаватель, реализующий другие функции обучения, может в той или иной мере опираться на фиксированный вовне алгоритм своих действий.

Примерами могут служить работа по конкретизации способов учения применительно к различным учебным дисциплинам или категориям учащихся, а также методическая обработка учебной информации в процессе генезиса средства деятельности учения. Иначе говоря, на определенных участках работа обучающего может быть «программированной», т.е. развертывающейся с опорой деятеля на внешние источники информации.

При этом, конечно, нужно учитывать, что данное словосочетание может иметь иное значение, например, работу по внутренней программе, которая, однако, была усвоена данным субъектом, а не создана им самостоятельно. Эти два понятия противоположны, поскольку первая ситуация предполагает процессуальную зависимость субъекта от внешних источников информации о действии, а вторая — нет. С другой стороны, оба они противостоят ситуации, когда субъект сам открывает процедуру, которую затем реализует в своих действиях.

Операционно несамостоятельное обучение. Другой вариант разделения деятельности обучения, напротив, характеризуется порождением (или передачей) ее субъектом управляющих сигналов, адресуемых другим лицам или техническим устройствам . Такие случаи можно охарактеризовать как операционно несамостоятельное обучение.

Разумеется, как при программированном, так и при операционно несамостоятельном обучении каждый акт деятельности обучающего представляет собой полноценное действие, имеющее как ориентировочную, так и исполнительную часть, меняется лишь их конкретное предметное содержание и «удельный вес» ориентировки и исполнения.

Участие учащегося при выполнении актов обучения. Частный случай разделения деятельности обучения предполагает участие в ней самого учащегося.

Мы здесь не имеем в виду ситуации пропедевтического обучения, когда учащийся приобретает недостающие ему базовые знания и умения (генезис предмета учения) или умение учиться (генезис субъекта учения). Эти подготовительные компоненты учебной деятельности, естественно, не могут быть реализованы без самого учащегося, но выполняемые им акты в принципе ограничиваются усвоением материала соответствующего содержания; об этом говорилось выше.

Однако учащийся может брать на себя также целый ряд функций, относящихся именно к обучению, осуществляя те же операции, которые выполняются дополнительными обучающими лицами или техническими устройствами.

По-видимому, наибольший объем собственных действий учащегося включается в такой компонент деятельности обучения, как методическая обработка учебной информации (генезис средства деятельности учения). Обычно это происходит в силу ограниченности методических умений обучающего и технических трудностей, связанных с наличием большого количества учащихся с различным уровнем подготовки.
Часть подобных функций может и преднамеренно передаваться учащимся — для обеспечения добавочной мотивации учения «исследовательского» или спортивного плана («проблемное» обучение).

На практике огромное число актов самообучения можно обнаружить также в процессе генезиса процедуры деятельности учения, формирования умения учиться и особенно при актуализации готовности к учению.
Не исключаются со стороны учащегося и акты, побуждающие обучающего к действиям определенного содержания. Как правило, они направлены на доадаптацию формы, в которой представлен подлежащий изучению материал, к собственным особенностям (опять-таки генезис средства деятельности учения). Например, учащийся может попросить преподавателя замедлить темп изложения материала, давать информацию зрительно, а не на слух, предложить организовать повторение пройденного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)