Районный суд

Районный суд входит в систему федеральных судов общей юрисдикции и является ее основном звеном. В пределах своей компетенции этот суд рассматривает в качестве суда первой инстанции большинство уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции. Кроме того, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В 2013 г. районными судами рассмотрено 506337 уголовных дел, 3839598 гражданских дел и 671664 дела об административных правонарушениях. В апелляционном порядке районными судами рассмотрено 38319 уголовных и 127006 гражданских дел.
Деятельность районных судов осуществляется на принципах, общих для всех судов общей юрисдикции (ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции).

Вступившие в силу судебные акты районных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда регламентируются законом о судах общей юрисдикции.

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ (например, Таганский районный суд г. Москвы, Козьмодемьянский городской суд Горномарийского района Республики Марий Эл).

В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, юрисдикция Павловского районного суда Воронежской области распространяется на территорию Верхнемамонского и Павловского районов).
В зависимости от числа судей, находящихся в штате суда, районные суды подразделяются на малосоставные и многосоставные.

Малосоставные суды – суды, в составе которых находится до 3 судей.
Судебным департаментом осуществляется комплекс мероприятий по оптимизации действующей системы районных судов на основе укрупненных, не связанных с существующим административно-территориальным делением судебных районов, а также путем выравнивания служебной нагрузки судей по рассмотрению гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, иных материалов. Эта задача решается за счет объединения нескольких малосоставных (одно-, двух- и трехсоставных) судов в один или присоединения малосоставного суда к многосоставному суду с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.

Районные суды создаются и упраздняются федеральными законами (см., например, Федеральные законы: от 23 июня 2014 г. N 154-ФЗ “О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, от 5 апреля 2010 г. N 53-ФЗ “О создании Горномарийского районного суда и упразднении городского и некоторых районных судов Республики Марий Эл”; от 5 апреля 2010 г. N 49-ФЗ “Об упразднении некоторых районных судов Чувашской Республики – Чувашии”; от 5 апреля 2010 г. N 51-ФЗ “Об упразднении некоторых районных судов Воронежской области”).

Судебный департамент при Верховном Суде РФ вносит предложение о создании или об упразднении районных судов в Верховный Суд РФ. Это предложение и проект закона обсуждаются на Пленуме Верховного Суда РФ, который принимает Постановление “О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта Федерального закона “О создании и упразднении некоторых районных судов”.

Правосудие в районном суде осуществляется судьей единолично (ст. 30 УПК РФ).
Компетенция районного суда. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

Так, районный суд не вправе рассматривать по первой инстанции гражданские дела, отнесенные к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военных судов, а также мирового судьи (ст. 24 ГПК РФ).

По первой инстанции районный суд рассматривает и разрешает:

  • гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции:
  • связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений;
  • особого производства;
  • одной из сторон которых является гражданин, например, дела о расторжении брака, при наличии между супругами спора о детях, дела о разделе между
  • супругами совместно нажитого имущества при цене иска более 50 тыс. руб.;
  • об оспаривании отцовства (материнства);
  • о восстановлении на работе;
  • возникающие из отношений по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах;
  • связанные с защитой авторского права и смежных прав;
  • по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в том числе о компенсации морального вреда при причинении вреда жизни или здоровью гражданина (ст. 24 ГПК РФ);
  • уголовные дела о всех преступлениях, совершенных на территории соответствующего административно-территориального образования, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ч. 2 ст. 31 УПК РФ);
  • дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Такое расследование назначается при совершении административного правонарушения в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, законодательства в области налогов и сборов и в некоторых других случаях. Кроме того, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районный суд:

  • вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции);
  • рассматривает апелляционные жалобы и представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (п. 1 ст. 320.1 ГПК РФ, ст. 389.3 УПК РФ);
  • существляет различные формы судебного контроля:
  • за действиями (бездействием) и решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” предоставляет каждому гражданину право обратиться с жалобой в районный суд на неправомерные решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, нарушающих его права и свободы, либо создающих препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконного возложения на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности.
По усмотрению гражданина жалоба подается в районный суд по месту его жительства либо нахождения органа или лица, действия которого обжалуются. Такие жалобы районный суд рассматривает по правилам гражданского судопроизводства (ст. ст. 254 – 258 ГПК РФ);

  • за соблюдением законов органами, производящими предварительное расследование преступлений.

Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затрудняют доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ);

  • рассматривает ходатайства следователей и дознавателей об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого в качестве меры пресечения залога, домашнего ареста и заключения под стражу (ст. ст. 106 – 108 УПК РФ). Кроме того, районный суд по ходатайству следователя или дознавателя может продлить срок содержания под стражей обвиняемого до 12 месяцев (ч. 2 ст. 109 УПК РФ);
  • дает разрешение органам предварительного расследования на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан. Только на основании судебного решения производится осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и (или) выемка в жилище, личный обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров и некоторые другие действия (ч. 2 ст. 29 УПК РФ);
  • разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговоров и решений;
  • обращает приговоры, вступившие в законную силу, к исполнению; рассматривает ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; об освобождении от наказания по болезни; об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам; о досрочном снятии судимости и ряд других вопросов (ст. ст. 396 – 397 УПК РФ);
  • рассматривает заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора и постановления мирового судьи (ст. 417 УПК РФ), а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений, вступивших в законную силу (ст. 393 ГПК РФ);
  • рассматривает дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим запрещенные УК РФ деяния в состоянии невменяемости, или к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Решает вопросы о прекращении, изменении или продлении применения принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ).

Состав и организационная структура районного суда, а также штатное расписание разрабатываются в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Эти документы утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ в соответствии с установленной штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Структура суда – организационное построение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки (ЕТС), ежемесячного должностного поощрения, надбавок.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Организационное обеспечение деятельности районного суда осуществляется аппаратом суда. Состав и структура районного суда зависят от количества работников суда. Например, состав и структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает (схема 10).

Обеспечение гражданам, проживающим на территории судебного района, доступности правосудия – основной критерий при определении численного состава судей районного суда.

Штатная численность судей районного суда определяется Судебным департаментом по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в районном суде может быть образовано постоянное судебной присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия. Председатель суда осуществляет процессуальные и административные функции, направленные на реализацию полномочий районного суда. Являясь судьей районного суда, он осуществляет полномочия судьи по рассмотрению и разрешению конкретных дел в судебных заседаниях, то есть отправляет правосудие.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 35, 36 ФКЗ “О судах общей юрисдикции” председатель суда:

  • организует работу суда;
  • устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утвержденных Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  • организует работу по повышению квалификации судей;
  • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними;
  • принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
  • организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
  • осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Кроме указанных полномочий, председатель районного суда:

  • занимается организацией работы по изучению и обобщению судебной практики районного суда и по их результатам вносит представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению заявлений и жалоб на деятельность суда;
  • вносит представления о назначении на должность и об освобождении от должности администратора суда.

В случае временного отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда, то есть осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и аппаратом этого суда.

Аппарат районного суда призван осуществлять организационное обеспечение деятельности суда. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата районного суда определяются председателем районного суда по согласованию с Судебным департаментом в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Работники аппарата районного суда подразделяются на две группы (ч. ч. 6 и 8 ст. 38 Закона о судах общей юрисдикции):

  • федеральные государственные гражданские служащие -> начальники отделов (общего отдела, отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдела информационно-правового обеспечения и кадров), заместители начальников отделов, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист первой, второй категории, специалист первой категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Эти работники аппарата районного суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания;
  • работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, -> персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, а также иные работники, принятые по трудовому договору в районный суд.

Численность работников аппарата районного суда, отделов и их название не везде одинаковы и зависят от организационно-штатного расписания суда. Перечень должностей сотрудников аппарата судов определен в Указе Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 “О реестре должностей федеральной гражданской службы” (в ред. от 29.07.2014).

Аппарат районного суда:

  • принимает и выдает документы;
  • удостоверяет копии судебных документов;
  • производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
  • контролирует уплату пошлин и сборов;
  • осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
  • обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний, ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  • обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
  • осуществляет хранение дел и документов;
  • участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ;
  • осуществляет прием граждан (ст. 39 ФКЗ “О судах общей юрисдикции”).
    О функциях и полномочиях работников аппарата районного суда см. таблицу 3 (СД).

Установленный законодателем порядок деятельности районного суда обеспечивает Федеральная служба судебных приставов России в лице ее судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан (ст. 11 Закона о судебных приставах):

  • обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
  • обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;
  • поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;
  • выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;
  • осуществлять охрану здания, помещений суда;
  • на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;
  • на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)