Психология взаимоотношений в организации

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Группа – это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа».

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизнедеятельности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования человека.

Именно такой средой являются социальные группы. Поэтому выявления закономерностей формирования и функционирования различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих на уровне как микросреды, так и всего общества.

Группы бывают большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Группы состоят из людей, общества – из групп. Индивиды, группы и общества – это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции.

Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, сотрудники организации.

Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школа, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на краткое существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер.

Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию; в другие группы, вступают по желанию:

  • спортивный клуб,
  • культурные общества,
  • социальное объединение.

Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиях (это друзья, приятели, «клуб по интересам»).

Первичная ограниченная группа является основой для человека: это семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы – большие по размеру и отношения в них формализованы. Баскетбольный клуб, в который входят несколько команд, – это вторичная группа. А одна команда – первичная группа. Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп.

Американский исследователь Е. Юбэнк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации:

  • на основе этнической или расовой принадлежности;
  • на основе уровня культурного развития;
  • на основе типов структуры, существующей в группах;
  • на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;
  • на основе преобладающих типов контактов между членами группы;
  • на основе различных видов связей, существующих в группах;
  • на других принципах.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.

Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:

  • прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
  • наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;
  • внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей;
  • общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;
  • определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается общепсихологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности.

Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся». Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.

Важно подчеркнуть, что большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению, к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Процессы, протекающие в группах первого вида, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы:

  • композиция (или состав),
  • структура,
  • групповые процессы,
  • групповые ценности,
  • нормы,
  • система санкций.

Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, который реализуется в исследовании. Так, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, что значат в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразие реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить группы детей по 4–5 человек, объединенных близкими дружескими связями.

Однако в большинстве реальных групп на практике объединения школьников такой численности встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы-диады и группы-триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа.

Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

  • социальные классы;
  • различные этнические группы;
  • профессиональные группы;
  • возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу «задаем» некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. «Соединение» процессов, протекающих в группе, и других ее характеристик до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема.

Если последовательно идти по пути, заложенному исходным методическим принципом, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)