Психологические основы допроса

Допрос, будучи регламентированной законом специфической формой общения, может проходить в русле либо сотрудничества, либо противостояния и даже психологической борьбы. Общение на допросе проявляется во взаимодействии, в котором могут участвовать и другие лица (переводчик, адвокат, педагог, специалист и пр.).

При этом происходит обмен информацией, взаимное влияние, обоюдная оценка, формирование позиций, убеждений, установок. Ведущая роль в таком взаимодействии должна принадлежать лицу, производящему допрос.

Руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства и рекомендациями криминалистики, следователь определяет порядок производства допроса, корректирует действия других лиц, степень их участия, обеспечивая при этом получение от допрашиваемого лица тех сведений о расследуемом преступном событии, которыми тот располагает. Стремясь получить как можно более полные и правдивые показания, следователь из тактических соображений до поры до времени не афиширует собственную осведомленность в деталях произошедшего, сообщая дозированно лишь те сведения, которые он считает целесообразным использовать на данной стадии допроса.

Психологический контакт

Особую роль в обеспечении результа-тивности допроса играет его коммуникативная сторона — общая благо-приятная для общения психологическая атмосфера, наличие взаимопо-нимания, стремления к продуктивному общению. Психологический контакт — это такой уровень взаимоотношений при допросе (либо дру-гом следственном действии), при котором участвующие в нем субъекты могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Установление контакта состоит в создании благоприятной психологи-ческой атмосферы следственного действия, при которой противопо-ложная сторона внутренне готова участвовать в диалоге, выслушивать и обдумывать вопросы, воспринимать доводы и аргументы, предъявляе-мые доказательства даже в условиях конфликтной следственной ситуа-ции, когда она намеревалась скрыть истинные обстоятельства произо-шедшего, сообщить ложную информацию, помешать следователю разо-браться во всем досконально.

Установлению психологического контакта благоприятствуют коммуникабельность следователя, его способность располагать к себе людей, умение учитывать индивидуальные особенности допрашиваемых (возраст, уровень развития, характер, круг интересов, отношение к расследуемому делу, психологический настрой и др.), находить верный тон, пробуждать желание к правдивости.

Установлению психологического контакта очень способствуют доброжелательность и корректность следователя, его объективное, непредвзятое отношение, готовность и умение внимательно выслушать допрашиваемого, исключить напряженность, связанную с официальной обстановкой и другими негативными факторами.

Психическое воздействие на допрашиваемого применяется в ситуациях психологического противоборства, когда он не просто умалчивает об известных ему обстоятельствах содеянного, но дает ложные показания, пытается сбить следователя с правильного пути, т.е. противодействует выявлению истинной картины расследуемого преступления.

Сущность психического воздействия состоит в использовании тактических приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму предъявления доказательственных материалов, а также направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, на убеждение его в необходимости дать показания, соответствующие действительности.

Психическое воздействие должно осуществляться в строгих рамках закона. УПК РФ (ст. 164, 302) запрещает домогаться нужных показаний путем насилия, угроз, шантажа, иных незаконных действий. Недопустимы тактические приемы, основанные на обмане, сообщении заведомо ложных сведений, использовании низменных побуждений допрашиваемого. Особое значение следователь должен придавать методу убеждения, сущность которого состоит в воздействии на сознание допрашиваемого, обращении к его собственному критическому суждению. Предварительный отбор и логическое упорядочение имеющихся фактов и аргументов, их предъявление в оптимальной последовательности предопределяют успешность психического воздействия, изменение установки противоборства со следователем на установку взаимодействия с ним.

Оказывая психическое воздействие, следователь обязательно использует рефлексивные рассуждения, в которых с учетом эмоциональных, интеллектуальных, волевых качеств, психологических свойств и состояния допрашиваемого предвосхищает ход его мысли по поводу тех доказательств, которые, как считает допрашиваемый, может исполь-зовать следователь.

Моделируя рассуждения допрашиваемого, его вы-воды и возможную линию поведения на допросе, следователь избирает оптимальные способы оперирования имеющимися доказательствами и информацией. Сообщение допрашиваемому фактических оснований для принятия им решения, способствующего раскрытию и расследованию преступного события, называется рефлексивным управлением.

Процесс формирования показаний

Сообщаемые на допросе сведения должны анализироваться следователем путем сопоставления их с уже известными, установленными обстоятельствами, выделения в них внутренних противоречий, несоответствий ранее данным показаниям и др. Понятно, что имеющиеся в показаниях пробелы и неточности не должны интерпретироваться следователем как сообщение ложных данных. Различные искажения возможны в показаниях и вполне добросовестных лиц. Это вызвано разными объективными причинами и психологическими закономерностями, которые определяют содержание будущих показаний от момента восприятия каких-либо обстоятельств до их передачи во время допроса.

Получение и накопление информации, составляющие психологический процесс формирования показаний, отличаются сложностью и уязвимостью со стороны целого ряда объективных и субъективных факторов. Начиная с ощущений, образующих в сознании целостный образ предметов и явлений, их осмысления, восприятие переводит их в долговременную память, чему содействует их запоминание.

В ходе допроса необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, затрудняющие получение полной и абсолютно достоверной информации о расследуемом преступлении. К объективным факторам относятся внешние условия восприятия и особенности воспринимаемых объектов. Имеются в виду быстротечность и неожиданность события, недостаточная освещенность, шум, неблагоприятные метеорологиче-ские условия (туман, снегопад, дождь, холод, сильный ветер), удален-ность воспринимаемых предметов и др.

К субъективным — физические дефекты, а также понижение возможностей восприятия органов чувств (по причине усталости, стресса, болезненных состояний, нервных расстройств, опьянения и проч.).

Искажения и пропуски восприятия могут появиться и вследствие предубежденности, симпатии и антипатии, особого отношения к участникам расследуемого события. Тогда происходящее воспринимается под углом определенной установки, а действия тех или иных людей интерпретируются в зависимости от субъективного отношения к ним. В результате часть информации непроизвольно игнорируется или искажается.

Чтобы избежать ошибок при допросе и проверить достоверность полученных показаний, необходимо детально выяснять условия восприятия, ту реальную основу, на которой базируются сведения, сообщаемые допрашиваемым.

Запечатление и сохранение информации

Запоминание, как и восприятие, является избирательным; оно зависит от целей, способов, мотивов деятельности, индивидуальных особенностей субъекта. Необычность, чрезвычайность случившегося, необходимость преодоления возникших препятствий, особое внимание к определенным обстоятельствам способствуют непроизвольному запоминанию, не требующему волевых усилий со стороны наблюдателя. Полно и ярко, иногда на всю жизнь запоминается то, что имеет для человека особо важное значение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)