Психологические факторы восприятия человеком цвета

Восприятие цвета человеком является субъективным и эмоциональным процессом, в особенности по отношению к восприятию цвета волос и прически в целом. Такое восприятие является основным и наиболее мощным средством невербального межчеловеческого общения, а также средством самовыражения и самоутверждения личности.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связано с оптическими свойствами цвета.

Выбор предпочтительно «любимого» цвета человеком определяется его характером и зависит также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой – фиолетовый – белый – розовый – пурпурный – красный – зеленый – желтый – оранжевый – коричневый – черный.

Интересно
Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта.

Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный чаще всего ассоциируется с огнем и кровью, желтый – с солнцем, синий – с небом и водой, а зеленый – с листвой деревьев и травой.

Психологическое воздействие на человека оказывают не только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве.

Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет.

Цвет, расположенный по вертикали, воспринимается легким, по диагонали – динамичным, по горизонтали – устойчивым

Напряжение цвета внизу – композиция естественная и устойчивая; вверху – неестественность положения, высокое давление; с какого либо краю – неустойчивость композиции.

Из названия “активные” и “пассивные” вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Если мы хотим чтобы по силе воздействия обе декоративные формы были одинаковы, необходимо изменить соотношения окрашенных поверхностей.

Часто мы судим о цвете по его визуальной весомости. Если на какой-либо поверхности внизу даны темные цвета, а наверху – светлые, то такое решение производит стабильное впечатление. Наоборот же будет впечатление неустойчивости.

Что касается воздействия цвета на расстоянии, то характерно, что наибольшую различимость имеет сочетание черного цвета на желтом фоне.

По мере ухудшения контрастности располагаются следующие цветовые сочетания: желтый на черном, белый на синем, черный на оранжевом, оранжевый на черном, черный на белом, белый на красном, красный на желтом, зеленый на белом, оранжевый на белом, красный на зеленом.

Существует также объективный зрительно-психологический факт восприятия объектов по подобию. Наш глаз и психика, прежде всего, определяют подобные объекты по каким либо качествам, или по подобию форм, или по подобию цвета.

Как уже было сказано выше, «субъективный цвет» может выявить характер или настроение, образ мышления и чувства человека. В исследованиях по изучению субъективного цветовосприятия можно обнаружить, что не только выбор и сочетание цветов, но и величина и направленность цветовых пятен могут быть весьма характерными для того или иного человека.

Некоторые могут предпочитать вертикаль, другие – горизонталь, либо диагональ. Так, например, характер прически может сказать о многом. Как волосы могут плотно прилегать к голове, лежать ритмичными волнами, или же быть взъерошенными и падать беспорядочными прядями, так и цветовые пятна могут быть резко очерченными или «диффузными», сливающимися, или же неясными и неупорядоченными.

Сущность человека редко может быть целиком понята, исходя из предпочитаемых им цветовых сочетаний; иногда самым главным здесь является физическая сторона, иногда интеллект, иногда духовная жизнь, а иногда сочетание всего сразу. Акцент будет меняться здесь в зависимости от индивидуального темперамента и характера человека.

Помимо индивидуального суждения человек способен на более объективный подход к явлению, который заставляет его признавать существование чего-то общезначимого и берет верх над индивидуальными пристрастиями. Именно поэтому нам необходимо хорошо дисциплинированное колористическое мышление и знание цветовых возможностей. Поскольку это помогает избежать односторонности и ошибок в оценке колорита, продиктованных только нашим вкусом.

Интересно
Наглядным примером является слепое подражание моде. Когда человек не умеет определять свой цветотип, он не может правильно подобрать цвет, сочетающийся с его внешностью, а идет на поводу у модных тенденций. Поэтому важно, чтобы мастер знал и умел применять на практике теорию цвета, чтобы в соответствии с веяниями моды посоветовать клиенту тот или иной подходящий оттенок.

Исходя из предпочтений в выборе того или иного цвета, можно рассматривать также субъективность выбора цвета волос человеком. В нашем сознании испокон веков сложились определенные стереотипы, касающиеся цвета волос, поэтому, выбирая для себя определенный цвет, человек как бы примеряет новую роль.

Желание перекрасить собственные волосы, зачастую говорит о том, что человек хочет изменить свою жизнь и готов к переменам.

Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать вывод, что восприятие цвета человеком обусловлено психологическими, физическими и биологическими факторами. Человек может различать цвета благодаря строению глазного яблока, а также тому, что наш глаз определяет цвет как поток волн различной длины. Выбирая для себя тот или иной цвет, человек подсознательно руководствуется темпераментом и характером.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)