Проведение переустройства и тонкой настройки внутренних пространств: прозрачность бюджета

Общепризнано, что процесс глобализации оказывает положительное влияние на темпы индустриального развития. В тоже время, как любое явление, глобализация имеет двойственный характер.

Развивающиеся быстрыми темпами новые экономические субъекты международных отношений стали источниками движущей силы глобализации, но существующее социально-экономическое неравенство влияет на уровень развития ряда стран, не позволяет на должном уровне обеспечить доступ гражданам к достижениям глобализации.

Новые вызовы порождают тенденции, связанные со стремлением некоторых стран покинуть международные сообщества, или оградиться от участия в них.

Ощущается необходимость в проведении структурных преобразований, обеспечивающих расширение рынка, стимулирующих поиск новых движущих сил перспективного роста.

Одновременно требуется активная позиция государственных структур осуществляющих эффективное, отвечающее современным требованиям, управление. Институциональные изменения могут быть обеспечены только совместными усилиями власти, общества и бизнеса.

Только совместные усилия способны расширить инновационные горизонты развития экономики, коренным образом изменить ее эффективность и конкурентоспособность. Они ведут к радикальным изменениям в обществе, формируют граждан, ответственных за настоящее и будущее своих стран.

Современное глобальное управление призвано стимулировать совместное развитие различных стран на основе взаимного обмена имеющимися преимуществами и оперативного внедрения инноваций для реального осуществления структурной реформы.

На сегодняшний день, наиболее актуальным и перспективным направлением в деятельности органов власти стран мира, выступает стремление обеспечить максимальную степень открытости всех процессов, происходящих в сфере государственного управления и, в первую очередь, в управлении общественными финансами.

Для создания системы управления, в центре которой находятся интересы граждан и предпринимателей Президент РФ В.В. Путин подписал Хартию открытых данных. Президент дал поручение обеспечить ее реализацию по следующим ключевым направлениям: система бюджетных данных; государственная статистика и картография; информация по выборам, законодательству, государственным закупкам, окружающей среде, энергетике и так далее.

В мире наблюдается глобальное движение, имеющее огромный потенциал по созданию более ответственных, работоспособных и эффективных правительственных организаций и коммерческих предприятий, а также по увеличению темпов коммерческого роста. Доступ к данным позволяет формировать новые взгляды, разрабатывать инновационные решения, которые повышают уровень жизни других людей и помогают усовершенствовать глобальный обмен информацией.

Открытые данные повышают осведомленность о том, как используются ресурсы и расходуются доходы, стимулируют добросовестное управление, поднимают значимость общественного мнения, выступают катализатором для инноваций во всех сферах жизни, способствуют созданию новых рынков, фирм и рабочих мест.

Наступает креативная эра, в которой люди могут формировать новые взгляды, разрабатывать идеи с целью создания лучшего мира для всех. В складывающихся непростых международных отношениях, протекающих в условиях наличия различных вызовов, предложены новые подходы и инструменты для решения проблем, взаимного диалога и осуществления взаимовыгодного сотрудничества.

Хартия, безусловно, выступает в качестве фундаментального документа, обеспечивающего глобальное движение к системе открытого государства. Прозрачность конструкции бюджетных данных, в мировой практике, регламентируется четко сформированной базой рекомендательных документов. В перечне основных документов представлены следующие акты: Кодекс прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, Рекомендации по управлению бюджетов, Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ .

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) регулярно обобщает, анализирует и публикует данные о лучших практиках по обеспечению прозрачности бюджетов.
Международное Бюджетное Партнерство (International Budget Partnership), более десяти лет, производит расчеты индекса открытости бюджета для стран мира, и доводит данные до сведения представителей власти и мирового сообщества.

Интерес к мониторингу процесса использования и расходования бюджетных средств, проведению экспериментов по анализу открытости национальных бюджетов постоянно возрастает. Исследователи, идя на встречу пожеланиям правительств ряда стран, разработали методологию мониторинга открытости бюджета на субнациональном и муниципальном уровнях.

Проявляемая заинтересованность закономерна, так как руководители и представители финансово-экономических блоков правительств разных стран отмечают значительные положительные эффекты, к которым приводит прозрачность бюджета.

Во-первых, открытость бюджета рассматривается, как важная составляющая мер по реализации Конвенции ООН против коррупции. Она способствует решению проблем, связанных с различиями в правовых системах разных стран и усложнениями сетевых коммуникаций, позволяющими увеличивать финансовые потоки и оффшорные зоны.

Учитывая особенности законодательства каждого конкретного государства, позволяет вести борьбу с коррупционной угрозой. Во-вторых, способствует совершенствованию инструментария, соединяющего ресурсы и стратегические приоритеты при переходе на программный бюджет, что обеспечивает долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства.

Увязывает бюджетное планирование со стратегическим планированием реализации государственной политики в различных сферах. Перераспределяет ответственность между
органами государственной власти. Охватывает государственными программами все виды ресурсного обеспечения.

В-третьих, предоставляет возможности для маневрирования государственным долгом, в условиях, когда регионы, стремясь встроиться в глобальную экономическую действительность в качестве самостоятельного субъекта международных отношений, проявляют активность в заемной политике, а государственные средства выступают в качестве бесплатного источника решения накопившихся проблем.

В-четвертых, позволяет исключить экономические модели, связанные с малоэффективными проектами, которые представляют частные интересы узких групп представителей предпринимательских и чиновничьих структур; проектами, осуществляемыми путем высоких долгов и перерасхода средств, как несущими в себе угрозы неопределенности.

В-пятых, способствует формированию атмосферы взаимопонимания, доверия, гармонии между властью, бизнесом и социумом. Исключает проявления социальной пассивности, обеспечивая реализацию «социального тонуса», то есть инициативы, творчества, таланта каждого гражданина. Укрепляет единство наций, расширяя горизонты перспективного исторического развития.

Международным бюджетным партнёрством нашей стране предложен ряд рекомендаций по внедрению инновационных механизмов в бюджетный процесс. Рекомендации включали, в частности, предложения по публикации упрощенной версии бюджетного документа.

Формат версии позволяет в доступной форме доводить до граждан, представителей бизнеса, и иных заинтересованных лиц, информацию о планах и действиях правительства по периодам всего бюджетного года.

Кроме того, предложено осуществить перспективные мероприятия по повышению уровня грамотность различных групп граждан в вопросах формирования и исполнения бюджета.

Мероприятия включают разработку и распространение материалов о бюджетной системе, применении новых бюджетных технологий, создание информационно-коммуникационной сети по информированию и взаимодействию с населением по вопросам экономической деятельности сектора государственного управления.

Руководством России поставлена стратегическая цель по вхождению в группу стран с самым высоким индексом прозрачности бюджета. Мировой опыт свидетельствует, что участие представителей социума и бизнеса способствует улучшению качества бюджетного процесса, принимаемых решений и достигаемых результатов.

Непосредственные контакты позволяют улучшить условия жизни людей, ведения предпринимательской деятельности, одновременно совершенствуя государственное управление.
Данные о государственных расходах и расходах бюджета, налоговых выгодах, основных поставщиках и контрактах в доступной форме, публикуются в США, Великобритании, Франции, Австрии, Канаде, Белоруссии, Казахстане, Китае и других странах.

В настоящее время Россия вошла в группу стран, предоставляющих «значительный объем информации о бюджетном процессе для общественности». Символично, что по итогам 2016 года, организованная Минфином России Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи стала победителем международного конкурса во Всемирной неделе денег (Global Money Week).

В конкурсе принимало участие 132 страны. В России масштабными просветительскими мероприятиями по финансовой грамотности было охвачено, около одного миллиона детей и подростков в 82 регионах страны.

Работа по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере приобретает в нашей стране четкую, теоретико-методологическую и практическую основу.

Выполняя поручения Президента и правительства, Научно-исследовательский финансовый институт, по заказу Министерства финансов Российской Федерации, в последние годы проводится рейтинги по уровню открытости бюджетных данных. Обобщив положительный международный опыт, исследователи выстроили систему принципов, проводимых российских рейтингов субъектов РФ, с учетом национальных бюджетных и ментальных особенностей.

Предложенные принципы отличаются универсальностью: предварительное санкционирование, доступность для общества, единство, полнота, регулярность и своевременность, качество, понятность и публичность.

При проведении мероприятия используется методика, связанная с отказом от согласования данных оценки с регионами и осуществлением оценки по бальной шкале. Поэтапная оценка открытости бюджетных данных включает следующие позиции: характеристику утвержденного бюджета; публичность предоставления данных о показателях деятельности государственных учреждений региона, участие социума, бюджет для граждан и другие.

Сама методика проведения мониторинга и составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных , а также показатели по этапам проведения, достаточно детально представлены на сайте НИФИ.

Отрадно, что сама процедура проведения мониторинга несет конструктивное начало по формированию нового инновационного мышления. Заложена основополагающая идея, что публикация бюджетных данных только один из инструментов, призванных вовлечь граждан в процесс обсуждения бюджетных вопросов.

Запускается механизм для превращения «безмолвной массовки» в активное гражданское общество, способное влиять на рациональность и эффективность использования бюджетных средств. Каждой личности предоставляется реальная возможность стать субъектом управления, ответственным за все происходящее в экономической жизни страны.

Реально проводятся структурные преобразования, создающие новые движущие силы перспективного роста, расширения эффективного рынка, с одновременным формированием деятельных властных структур, обеспечивающих надлежащее управление. Прозрачность бюджетных данных позволяет обоснованно формировать мнение об уровне компетентности чиновников, и мере их ответственности за неконструктивную деятельность.

Разумеется, для этого требуется информация высокого качества, обладающая актуальностью, объективностью, точностью. Необходимо сформировать платформы для участия всех категорий граждан в обсуждении бюджетных вопросов с использованием потенциала современного информационно-коммуникационного пространства.

Надо отдавать себе отчет в том, что предстоит огромная системная, практическая работа. Исследователи выражаю умеренный оптимизм, связанный с тем, что зачастую, регионы предоставляют минимальную информацию о бюджете и низкого качества. Но отнесем это к проблемам роста. Уверенный оптимизм вселят четко сформулированная политическая воля Президента.

Остановимся на опыте лидеров рейтинга открытости бюджетных данных субъектов РФ. Наиболее высокие показатели продемонстрировали Оренбургская область, Краснодарский, Красноярский края, которые отнесены к группе с очень высоким уровнем прозрачности бюджета.

Представители Оренбургской области смогли сфокусироваться на актуальной, предложенной тематике. В целях повышения финансовой грамотности населения в регионе выстроена стройная система, включающая различные элементы распространения информации.

Самому младшему поколению предложен мультипликационный ролик «Пластилиновая история бюджета», в котором популярно разъясняется, куда тратятся деньги.

Интернет-брошюра «Бюджет для граждан», нацеленная на студенческую аудиторию, имеет практическую направленность. В упрощенной форме представлены понятия и данные программного бюджета региона. Публичное обсуждение брошюры осуществляется в формате «круглых столов».

Молодежное правительство области и Общественный совет при министерстве финансов регулярно проводят совместные совещания, на которых обсуждаются проект бюджета и результаты его исполнения.

Региональный Минфин проводит публичные слушания с обсуждением способов, механизмов обеспечения открытости бюджетных процедур, прогнозов. В основу информационной базы ложатся материалы анкетных опросов и предложения заинтересованных пользователей сети «Интернет», которым предоставлен свободный доступ к бюджетным данным.

Наиболее высоким профессиональным потенциалом обладает Совет финансистов Оренбуржья, где обсуждаются изменения бюджетного законодательства и инновационный опыт. Принцип распространения информации распространен на все уровни бюджетной системы. Актуальная информация, в обязательном порядке, доводится до всех глав муниципальных образований.

В тоже время, наверное, является закономерным, что наиболее закрытыми являются бюджетные данные в субъектах Федерации, которые могут быть признаны неустойчивыми, с точки зрения бюджетного долга. Особенно это становиться понятным, если опираться на новую редакцию Бюджетного кодекса, вступающую в силу в 2019 году.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)