Провал стратегического проекта новой интеграции государств

За 1990-е гг. российская политика в отношении стран СНГ претерпела эволюцию. Вначале в ней боролись две позиции. Часть элиты требовала сохранять СНГ как геополитическое объединение при доминировании России, а многостороннее сотрудничество в его рамках сделать главным направлением внешней политики.

Другая часть считала, что на постсоветском пространстве неизбежно развитие геополитического и геоэкономического плюрализма, а приоритетом для России должна быть интеграция в мировое пространство. Хотя, в принципе, Россия могла бы интегрироваться в него не только самостоятельно, но и в сплоченном под своим лидерством союзе государств.

Ее утвердил Президент в 1995 г. в документе «Стратегический курс России с государствами – участниками Содружества Независимых Государств».

Во второй пол. 1990-х гг. страны начали решать на региональной основе проблемы, которые не решались в рамках всего СНГ.

В 1997 г. образовался политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии (ГУУАМ), который Москва сочла антироссийским. Сама она тоже начала заключать региональные союзы. Так, в 1994 г. президент Казахстана Н. Назарбаев предложил проект евразийского союза государств СНГ и формирование в перспективе Таможенного союза.

Интересно
Первым шагом к нему стал подписанный в 1996 г. Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях», к которому в 1999 г. присоединился Таджикистан.

В 2000 г. эти страны создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Его главной целью провозглашалось формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

За 1990-е гг. СНГ не сложилось в дееспособную организацию, а лишь смягчило распад СССР. Россия все годы не оставляла попыток реинтеграции постсоветского пространства.

Противоречия между странами нарастали во всех областях. За 1990-е гг. было подписано около 2 тыс. разных соглашений, но большинство их не выполнялись. Экономическое сотрудничество сворачивалось. В 2000 г. государства СНГ инвестировали в Россию лишь $22 млн.

СНГ не стало «политическим объединением государств, способным претендовать на достойное место в мировом сообществе», как планировалось. Огромный ресурсный потенциал Содружества сделал его территорию ареной конкуренции мировых центров силы.

США, ЕС, Китай стремились к расширению за счет него рынков сбыта своей продукции, обеспечению энергоснабжением, укреплению геополитических позиций. В то же время СНГ сыграло положительную роль в становлении его членов как самостоятельных государств и осталось приоритетным направлением внешней политики России в XXI в.

Отношения России с республиками Прибалтики были жесткими. Москву не устраивали ни внешне-, ни внутриполитические курсы их руководства.

РФ выступала против предоставления преимуществ титульным нациям и дискриминации русскоязычного населения. Она также протестовала против активизации бывших фашистов и преследования советских ветеранов, но особенно сопротивлялась вступлению этих стран в НАТО.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)