Процедуры банкротств

Процедуры начала и проведения банкротств полнее всего из рассматриваемых стран можно проследить на примере Венгрии, Польши и Болгарии. В этих странах соответствующие законодательные акты представлены относительно полно. Они ближе к обычным международным стандартам.

В Венгрии регулирующие банкротство законы относятся ко всем видам субъектов хозяйства, занимающихся финансовой и банковской деятельностью или намеревающихся приобрести собственность в финансовых институтах. В число таких субъектов хозяйства включаются хозяйственные организации со статусом юридических лиц и без прав юридического лица, предприниматели, физические лица.

Все виды финансовых институтов обязываются иметь в своей структуре органы или лиц, которые выполняют функции внутреннего контроля и сообщают соответствующие результаты своих анализов и проверок в Банковский надзор и в Венгерский национальный банк (ВНБ) не реже одного раза в квартал.

Банковский надзор – это особый государственный орган, действующий вне рамок ВНБ, осуществляющий надзор за фининститутами и их системой в целом и способствующий укреплению законодательства, финансовой дисциплины и сбалансированному развитию рынка банковских услуг. Банковский надзор вправе лицензировать определенные виды банковских операций, обязан давать регулярную информацию о состоянии дел в сфере своей деятельности в адрес парламента и Министерства финансов.

Банковский надзор разрешает принятие вкладов и ведение счетов фининститутами только при условии их вступления в члены Государственного фонда страхования вкладов, а для кредитных кооперативов – при их добровольном членстве в собственном фонде защиты вкладов. Разрешение на ведение счетов выдается Банковским надзором только тем ФИ, которые присоединяются к общенациональной системе взаиморасчетов между собой. Кредитная деятельность разрешается ФИ при условии их присоединения к центральной системе информации по кредитам и налогам, созданной финансовыми институтами.

Цели положений этих законов – не допустить возникновения и развития ситуаций, определяющих необходимость оздоровления, банкротства или ликвидацию ФИ. На случаи же развития таких событий предусматриваются соответствующие критерии оценок и процедуры.

Угроза банкротства считается реальной, если:

  • гарантированный капитал ФИ уменьшился на 25 % и более;
  • возникают серьезные опасности другим ФИ;
  • не производится выплата денег по вкладам в течение трех рабочих дней и более.

В этих случаях Банковский надзор вправе принять следующие меры:

  • приостановить операции ФИ на срок не более 10 рабочих дней;
  • предписать его руководителю срок не более 35 рабочих дней, в течение которых он может продолжать выполнение своих функций;
  • рекомендовать объединение ФИ с другим или продажу его акций;
  • инициировать уменьшение капитала, если ФИ организован в форме акционерного общества;
  • предписать его принудительное укрепление;
  • предложить урегулирование финансового состояния института через суд;
  • начать процедуру его ликвидации.

Для предупреждения банкротства или ликвидации в первую очередь используются резервные, рисковые фонды и другие средства самого фининститута, его возможности получения кредитов на денежных рынках и от ВНБ. В случае невыплаты фининститутом затребованных средств по вкладам), обеспеченным Государственным фондом страхования вкладов (ГФСВ) в течение трех рабочих дней и более, урегулирование через ВНБ поручается этому фонду в срок не более 30 дней. При этом ГФСВ получает необходимые средства из центрального бюджета. Погашение требований по вкладам в этом случае контролируется представителем Министерства финансов непосредственно в фининституте.

Инициировать банкротство или ликвидацию может сам фининститут с согласия Банковского надзора или сам Банковский надзор. О начале этого процесса информируются ВНБ, ГФСВ, Министерство финансов. Банковский надзор предписывает ФИ приостановку выплат на срок до восьми дней и подает заявление в суд. Последний выносит свое решение о начале процедуры и дает публикацию, в том числе и без согласия кредиторов, на мораторий платежей ФИ сроком до 30 дней. Продлевать срок моратория запрещено. Банковский надзор определяет виды обязательств, по которым ФИ может производить платежи в период моратория.

Суд с согласия Банковского надзора назначает управляющего процедурой банкротства. На переговоры о банкротстве приглашаются: кредиторы, представители государства (Министерства финансов), ГФСВ.

В ходе переговоров принимается согласительное решение, которое обычно содержит:

  • единогласно одобренную кредиторами программу восстановления платежеспособности ФИ и механизм контроля за ее реализацией на практике;
  • сроки окончания платежей ФИ наличными по требованиям или поручительствам остальных кредиторов.

О принятом соглашении суд дает публикацию в специальном вестнике деловой информации.

Ликвидация ФИ осуществляется в соответствии с законом «О банкротстве предприятий». Инициировать ликвидацию вправе сам ФИ с согласия Банковского надзора или непосредственно Банковский надзор. Причем процесс ликвидации возбуждается Банковским надзором в обязательном порядке, если:

  • в ходе процедуры банкротства не достигнуто соглашение между его участниками;
  • утратила силу лицензия на деятельность ФИ.

В случае возбуждения процедуры ликвидации Банковский надзор информирует об этом ВНБ, ГФСВ и Министерство финансов, а также назначает в ФИ комиссара на период до решения суда. Уполномоченный гражданский суд, получив заявление о ликвидации, назначает организацию-ликвидатора (как правило, из числа благополучных консалтинговых фирм и банков) и утверждает комиссара. Список субъектов на миссию ликвидатора определяется специальным решением правительства, согласованным с Банковским надзором и учитывающим мнение ГФСВ.

Функции ликвидатора заключаются:

  • в контроле за подготовкой всех необходимых документов;
  • организации продажи имущества должника;
  • осуществлении прав и обязанностей работодателя по отношению к работникам ликвидируемого ФИ.

Комиссар проверяет и исполняет предъявляемые к должнику платежные требования. На любой стадии ликвидации допускается проведение новых согласительных переговоров и прекращение процесса, если по результатам переговоров участниками будет утверждена программа восстановления платежеспособности должника. В ряде случаев суд может принять решение о проведении упрощенного варианта процедуры, ускоряющего продажу имущества и ликвидацию ФИ.

Если имущества должника недостаточно для погашения его обязательств, то полученные от продажи этого имущества средства используются в следующей очередности:

  • возмещаются ликвидационные расходы;
  • выполняются обязательства, обеспеченные залогом;
  • производятся социальные, компенсационные и другие выплаты физическим лицам;
  • погашается задолженность по платежам в бюджет;
  • выплачиваются проценты и пени по кредитам.

По завершении ликвидационного процесса соответствующая информация в срок подается в Банковский надзор, ВНБ и для опубликования минимум в две газеты. Ликвидированный ФИ исключается из реестра Регистрационной палаты.

В Польше подробно разработаны процедуры банковских регулирований, публичной продажи банковских долгов, обмена долгов предприятий на их акции, а также вопросы пополнения собственных фондов КБ.

Критериями для начала процедуры банкротства здесь является возникновение убытков, угрозы убытков или неплатежеспособности, выявленные по материалам отчетности, аудита, заключений Банковского надзора (который входит в состав ЦБ). Банку-должнику дается месячный срок для разработки программы оздоровления. Если же программа не представлена или не принята ЦБ, президент Польского национального банка (ПНБ) может установить для КБ комиссарное управление на срок не более одного года, задача которого заключается в том, чтобы разработать, согласовать с ЦБ и реализовать с представлением в ЦБ отчетов о программе оздоровления КБ.

В случае дальнейшего уменьшения (на половину и более) собственных фондов КБ президент ПНБ может:

  • разрешить включение данного банка (с роспуском органов его управления) в один или несколько других КБ или (временно) в ПНБ;
  • принять решение о ликвидации КБ.

Если балансовые активы КБ недостаточны для покрытия его обязательств, то президент ПНБ приостанавливает деятельность КБ и обращается в воеводский суд по местонахождению КБ с заявлением о начале процедуры банкротства КБ и его оповещении через печать. Управление КБ принимает назначенный судом из числа профессионалов или других КБ синдик (лицо или орган, ответственный за сохранение имущества банка и его обращение в долги), заменяющий прежнее руководство КБ. В течение трех месяцев принимаются требования к КБ по его обязательствам. Затем на суде заключается договор с кредиторами о пределах и способах удовлетворения их требований. Если договор не достигнут, назначается срок для принятия от кредиторов новых предложений и определяются условия возможного приобретения банка другими КБ. Если же приобретение банка не состоялось, его имущество распродается по частям.

В Болгарии значительно ужесточены правила лицензирования КБ и принципы формирования их специальных резервов для покрытия безнадежных и сомнительных дебиторских долгов. В них расширены полномочия Болгарского национального банка (БНБ) по изменению руководства проблемных КБ (с низкой степенью ликвидности активов). Так, БНБ вправе отстранить руководство проблемных КБ не только на срок, но и окончательно, назначить для управления КБ на срок до шести месяцев двух и более квесторов (орган или лицо, ответственные за организацию процедуры банкротства), которые управляют КБ или совместно с прежним его руководством, или с полным отстранением последнего.

В случае угрозы неплатежеспособности КБ, недостижения им установленного показателя «капитал – активы» или неисполнения требований в день их предъявления БНБ может вводить режим особого надзора над КБ на срок не более одного года. Режим особого надзора означает отстранение прежнего руководства КБ и назначение квесторов, в результате его введения приостанавливаются или ограничиваются некоторые виды операций КБ. Например, выплата дивидендов, увеличение капитала, а на срок до 30 дней и исполнение всех или части обязательств КБ. Допускается лишение права голоса акционеров, владеющих 10 % и более акций КБ, временное прекращение полномочий общего собрания акционеров КБ. Квесторы ведут переговоры с кредиторами о возможной уценке долгов, рассрочек их уплаты, реструктуризации обязательств и других мерах по оздоровлению КБ. Информация о введении режима особого надзора публикуется в законодательном вестнике и регистрируется в торговом реестре. На время его действия не открывается дело о несостоятельности КБ.

Процедура банкротства может быть начата в случае, когда активы КБ не покрывают его пассивы или не являются ликвидными, когда не введено или уже окончено действие режима особого надзора. Обоснованное заявление в суд о несостоятельности КБ подает БНБ. Суд рассматривает заявление с приглашением уполномоченных представителей от БНБ и КБ. Если суд принимает решение о несостоятельности КБ, то делает об этом объявление, определяет дату открытия дела и прекращения полномочий руководства КБ. Управление имуществом КБ передается назначенному судом синдику. Программы оздоровления КБ не принимаются. Его активы предъявляются к взысканию. Синдик обеспечивает перевод имущества КБ в деньги, из которых в определенной последовательности погашаются обязательства КБ перед вкладчиками и кредиторами.

Таким образом, законодательные положения о процедурах банкротств ФИ в Венгрии, Польше и Болгарии, а в менее развернутом виде и в других странах ЦВЕ, строятся по схожей схеме:

  1. Вначале возможность исправить свое положение предоставляется самому потенциальному банкроту.
  2. Затем в КБ может быть введен режим особого надзора. Его судьбой занимается та или иная часть кредиторов с привлечением соответствующих госучреждений.
  3. На следующем этапе рекомендуется договорная или принудительная, полная или частичная диффузия проблемного банка одним или рядом других КБ.
  4. На конечной стадии производится распродажа активов и имущества КБ – банкрота.
  5. Допускается обмен проблемных активов КБ на гособлигации, на акции фирм – банковских должников, продажа КБ целиком или по частям, в том числе и на свободных аукционах.

В разработке, согласовании, принятии и реализации конкретных решений на различных стадиях процедуры банкротства принимают участие то один, то другой круг субъектов, включая, кроме самого КБ и ЦБ, также кредиторов, уполномоченные суды, назначаемых ЦБ и судами управляющих КБ и процедурами его банкротства. Четко определены предельные сроки длительности процесса по каждой отдельной процедуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)