Проблемы регулирования деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией

Основные проблемы регулирования деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией состоят в следующем:

  1. Отсутствие в Законе ясно сформулированных критериев для принятия решений об отстранении исполнительных органов кредитной организации, что создает правовой пробел в регулировании деятельности временной администрации как специального органа по предупреждению банкротства кредитной организации.
  2. Отсутствие законодательного закрепления механизма реализации института моратория на удовлетворение требований кредиторов. Специальной процедуры, которая формализовала бы порядок введения моратория на удовлетворение требования кредиторов кредитной организации, в законодательстве не предусмотрено.
  3. Закон не содержит нормы о сроках введения моратория и, главное, его отмены.
  4. Де-факто публикация в «Вестнике Банка России» сведений о введении временной администрации в кредитной организации служит сигналом для клиентов банка к массовому изъятию своих вкладов, что в житейском и корпоративном обиходе неизменно ассоциируется с близким банкротством данной кредитной организации. Это приводит к ухудшению репутации кредитной организации в профессиональных деловых кругах, снижает доверие к ней со стороны клиентов-граждан. Решением данной проблемы является законодательное закрепление обязанности Центрального банка РФ сопровождать принятие решения о введении временной администрации одновременным введением моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.
  5. Упразднение системы квалификационных требований, предъявляемых к руководителям временной администрации. Вместо набора обязательных требований (лицензии арбитражного управляющего, аттестата руководителя временной администрации) устанавливается одно универсальное требование – кандидат должен являться служащим Банка России (ст. 189.28 Закона). Таким образом, круг субъектов системы предупреждения банкротства кредитной организации приобретает замкнутый характер и не предусматривает проникновения любых «посторонних» лиц.
  6. Формулировка нормы не содержит указания на санкции, применяемые к руководителю временной администрации в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязанностей. Эта ответственность в основе своей носит общий характер (руководитель временной администрации несет ответственность в соответствии с федеральными законами). В этом контексте представляется целесообразным возложение ответственности руководителя временной администрации непосредственно на Центральный банк РФ.
  7. Слабо регламентирован аспект финансирования деятельности временной администрации. Единственной прямо санкционированной статьей расходов временной администрации, согласно Положению о временной администрации по управлению кредитной организацией (утв. Банком России 09.11.2005 № 279-П), являются затраты на зарплату и на фонд оплаты труда руководителя и членов временной администрации. Остальные расходы допускаются, но только «при необходимости». При этом порядок внесения изменений в уже утвержденную смету расходов временной администрации отсутствует.
  8. В Законе абсолютно не затрагивается вопрос об отчетности временной администрации перед органами управления кредитной организацией. Предполагается, что деятельность временной администрации должна контролироваться Центральным банком РФ как специальным органом надзора в банковской сфере. Вместе с тем совет директоров (наблюдательный совет) или собственники кредитной организации имеют право и основания, не меньшие, чем Центральный банк РФ, получить информацию от временной администрации о результатах работы, и данное право требует нормативно-правового закрепления.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)