Противоречие проблемы начала и логика начала Г. В. Ф. Гегеля

Действительно, основной, первой и всеобщей проблемой человека в суровейших условиях начала его истории, где ему приходилось ежедневно балансировать на грани «бытия-небытия», и было «быть», существовать, выжить в его «человеческом облике», и только потом уже все остальное.

Когда в процессе исследования проблемной ситуации науке не удается обнаружить основание того или иного явления, всегда «логично» возникают взаимоисключающие версии: либо:

  • поскольку предмет всякой науки неисчерпаем, она должна отказаться от претензии отыскания оснований ее предметной сферы и опираться лишь на наблюдательно-описательную методологию, классифицируя научные факты и все более широко и подробно раскрывая взаимозависимости, схваченные ее понятиями (классический позитивизм и методология структурно-функционального анализа);
  • либо  что предметы исследования всегда своеобразны и уникальны и в принципе не могут иметь единого основания, поэтому должны быть просто поняты каждый в своем своеобразии (классический номинализм и методология «культурно-исторических типов»).

Однако обе эти версии лишь отражение объективного непонимания наукой диалектики начала и основания, ею самой непознаваемых в принципе, поскольку начало, которое предшествует основанию, всегда образуется уникальной связью за пределами науки и образует ее основание (революционную связь науки) лишь при особенных условиях, и по тому определение этой связи — предмет философского исследования и генетической методологии.

Одним из базовых компонентов генетического метода является Логика Гегеля, представляющая собой энциклопедически-исторически-логическую проработку предшествующей философии. Предмет Логики — это «абсолютная идея», которая через «бытие — небытие — становление» разворачивается в последовательную логику философских категорий.

Когда Гегель разбирает проблему «начала» Логики, которое («начало») поэтому и не может быть опосредовано, что оно есть «начало», то он не просто путем логических операций с дефинициями методом определения понятий через подведение каждого из них под другое, более широкое (то есть «опосредуя» их, находя то общее, что их связывает, «средство» их связи), «добирается» до предельно широких и бессодержательных «бытие-небытие», для которых уже не существует «определения» («опосредования»). Параллельно он на максимально обширных данных истории философии показывает, что именно «бытие-небытие» было главной и всеобщей темой уже самых древних систематических философских исследований

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)