Промышленный образец как объект патентного права
Промышленный образец является результатом интеллектуальной деятельности в сфере дизайна. Промышленный образец может быть признан объектом патентных прав только в том случае, если он соответствует предъявляемым к нему требованиям (ст. ст. 1231.1 и 1349 ГК РФ) и условиям патентоспособности, установленным ГК РФ (ст. 1352 ГК РФ).
Несоответствие промышленного образца хотя бы одному требованию или условию патентоспособности является препятствием для признания его объектом патентных прав.
Требования, предъявляемые к промышленному образцу. Промышленный образец не должен содержать сведения, составляющие государственную тайну (п. 3 ст. 1349 ГК РФ). Промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с ГК РФ не предоставляется.
К таким промышленным образцам могут быть отнесены, в частности, решения внешнего вида изделий военной техники, включающие признаки, обусловленные исключительно технической функцией изделия. В качестве примера можно привести решение внешнего вида воздушного транспортного средства, форма которого влияет на его аэродинамические характеристики.
Правовая охрана промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, не предоставляется во многих развитых странах, в частности в США. В российской практике случаи подачи заявок на промышленные образцы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, практически не встречаются.
Промышленный образец не должен противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали (п. 4 ст. 1349 ГК РФ). Подобного рода требования применяются во всех государствах – участниках Парижской конвенции к регистрируемым товарным знакам и промышленным образцам, в частности, в странах Европейского союза.
Требования нацелены на охрану общественных интересов и поддержание сложившихся в обществе моральных устоев, представлений о гуманности. Регистрация в государственных реестрах и предоставление правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, может привести к возмущению общественности.
Такие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в профессиональной среде иногда называют скандальными. Проверка соблюдения данного требования осуществляется с учетом представлений об общественных интересах, принципах гуманности и морали, сложившихся в конкретном государстве.
К промышленным образцам, не соответствующим указанному требованию, в практике Роспатента относят, в частности:
- решения внешнего вида изделия, оскорбляющие человеческое достоинство, национальные или религиозные чувства, имеющие непристойное, жаргонное или циничное содержание, или способные вызвать ассоциации с чем-либо, имеющим непристойное, жаргонное или циничное содержание. Признаками таких решений может быть, например, шрифтовая графика, включающая нецензурную лексику, нацистскую символику или лозунги, ироничные изображения символов веры и т.п.;
- решения внешнего вида изделий, имеющих назначение, противоречащее общественным интересам, принципам гуманности и морали (например, решения внешнего вида средств эвтаназии, орудий пыток и т.п.) <1>.
Промышленный образец не должен включать, воспроизводить или имитировать официальные символы, наименования или отличительные знаки (ст. 1231.1 ГК РФ). Охрана внешнему виду изделия в качестве промышленного образца не предоставляется и в том случае, если внешний вид изделия имитирует какой-либо официальный символ, наименование или отличительный знак либо их включает.
К официальным символам, наименованиям и отличительным знакам указанной статьей отнесены:
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);
- сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их символы и знаки;
- официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
Официальные символы, наименования и отличительные знаки, их имитации либо их узнаваемые части могут быть включены в промышленный образец только в качестве неохраняемого элемента при условии, что на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.
Статья 1231.1 ГК РФ базируется на ст. 6-ter Парижской конвенции, относящейся к товарным знакам и знакам обслуживания и направленной на охрану публичного интереса и суверенитета государств – членов Союза по охране промышленной собственности, связанных с национальной государственной символикой и отличительными знаками, а также на охрану интересов международных организаций, связанных с использованием символики и наименований таких организаций.
Статьей 6-ter установлены международные нормы, которые предусматривают обязанность каждого государства – участника Парижской конвенции не допускать регистрацию или использование в качестве товарного знака или в качестве элемента товарного знака официальных символов, наименований или отличительных знаков.
Тем самым ст. 6-ter гарантирует соблюдение права каждого государства – участника Парижской конвенции на контроль использования символов его государственного суверенитета.
Кроме того, ст. 6-ter Парижской конвенций предупреждает введение потребителя в заблуждение в отношении происхождения продукции, обозначенной государственными официальными символами и отличительными знаками, наименованиями международных организаций, их официальными символами и знаками.
Под происхождением в таком случае понимается то, что знак принадлежит соответствующему органу государственной власти какого-либо государства, а не то, что продукция произведена на территории какого-либо государства.
В последние десятилетия многие государства и региональные организации при поддержке ВОИС распространили действие ст. 6-ter Парижской конвенции на промышленные образцы, включив в свои национальные законы соответствующие нормы. В частности, такие нормы включены в Директиву ЕС по промышленным образцам.
Соответствующие изменения внесены и в российское законодательство. Статья 1231.1 появилась в ГК РФ в 2014 г. в связи с принятием Закона N 35-ФЗ. По сравнению со ст. 6-ter Парижской конвенции эта статья предъявляет более высокие требования к охране официальных символов, наименований и отличительных знаков, в частности эта статья охраняет государственную символику других государств независимо от того, являются ли они участниками Парижской конвенции.
Процедура охраны государственных, международных и межправительственных официальных символов, наименований и отличительных знаков, подпадающих под действие ст. 6-ter Парижской конвенции, за исключением государственных флагов, основана на системе уведомления государствами – участниками Парижской конвенции, международными организациями Международного бюро ВОИС об официальных символах, наименованиях и отличительных знаках, которые они хотели бы поставить под охрану.
- Проверка возможности отнесения объекта к промышленным образцам
- Экспертиза заявки на промышленный образец
- Проверка соответствия полезной модели условию патентоспособности
- Чертежи и конфекционные карты
- Проверка возможности отнесения изобретения к результатам интеллектуальной деятельности
- Проверка достаточности раскрытия сущности изобретения в документах заявки
- Проверка новизны и оригинальности промышленного образца
- Заявка на промышленный образец
- Заявка на полезную модель
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу