Производительные силы

Экономическая сфера общества служит для производства, распределения, обмена материальных благ, в конечном счете для демосоциального потребления (воспроизводства людей). Со структурной стороны она представляет собой процесс взаимодействия производительных сил и экономических сил, которые в единстве образуют способ производства материальных благ.

С функциональной стороны экономическая сфера общества представляет собой процесс производства, распределения, обмена, потребления материальных благ между географической сферой и людьми, между людьми. Способ производства материальных благ образует часть общественного способа производства, которым выступает практическая (общественная) формация общества.

В способе производства материальных благ производительные силы играют роль производственного содержания, а экономические силы – экономической формы.

И производственное содержание, и экономическая форма обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, в результате чего между этими двумя элементами экономического способа производства возникает противоречие, являющееся источником его развития. Если производительная сила общества характеризует отношение общества к природе, то производственные отношения – отношения между людьми.

Производительные силы представляют собой единство средств производства и рабочей силы (работников, технических руководителей). Средства производства включают в себя предметы труда (землю, лес, нефть и т.п.), орудия труда (лопаты, станки, приборы и т.п.), условия труда (железные дороги, линии электропередач, заводские помещения и т.п.).

Орудия производства являются изобретениями творческого духа людей, результатом функционирования духовной сферы общества. Чем больше они совершенствуются, тем в большей степени духовная сфера общества выходит на передний план в творении производительных сил, общественного бытия.

Таким образом, вся история становится историей открытий, историей творческих актов духа, окончательно отрывающих человека от животного царства, т.е. противопоставляющих его природе и материи как свободное и духовное существо, господствующее над этими низшими и подчиненными ступенями бытия.

Умение пользоваться изобретенными и произведенными орудиями производства зависит от качества рабочей силы. Работник выступает в единстве его физических, психических (чувства, память, воля, мышление и т.п.) и духовных (профессиональных, нравственных, интеллектуальных) и свойств.

Главными элементами производительных и экономических сил являются руководители-организаторы, играющие в этих силах (и отношениях) главную роль – производственную (техническую) и экономическую: производственные и экономические субъекты, которые могут существовать функционально в одном субъекте, а могут распределяться и по разным субъектам.

Производительные силы общества представляют систему производственных предприятий и технических отношений между ними.

Каждое предприятие включает в себя дирекцию (управляющий орган); производственный коллектив, состоящий из отделов, цехов, бригад и других структурных подразделений и отношений между ними; средства производства (материально-техническую базу): материалы, орудия, помещения и т.п., технические отношения с другими предприятиями в рамках общественного разделения труда.

Производственно-технический процесс – это взаимодействие средств производства и работников, в результате которого происходит потребление средств производства и работников и производство каких-то деталей, распределение и обмен их между предприятиями, использование (потребление) их для обработки или сборки материальных благ – предметов бытового (пища, телевизоры, дома и т.п.) или производственного (станки, трактора, турбины и т.п.) потребления.

Таким образом, производственный процесс есть, прежде всего, единство технического производства материальных благ и технического потребления средств производства и рабочей силы.

Производственный процесс включает в себя субъективные и объективные составляющие (стороны). Во-первых, производственное сознание работников (директора, инженеров, техников, рабочих), представляющее собой производственное мышление, совокупность производственных знаний и опыта, определенную производственную цель, программу, оценку, реализуемые в производственной деятельности.

Во-вторых, производственную деятельность как последовательность производственных действий и операций, их оценки и коррекции, технической специализации и кооперации, в результате которой происходит преобразование предметов труда и изготовление определенных деталей.

В-третьих, сюда входят отношения специализации и кооперации, возникающие в силу технологического разделения и кооперации труда между бригадами, цехами, предприятиями при изготовлении уже не деталей, а материальных благ: автомобилей, телевизоров и т.п.

В основе таких отношений (производственных, технологических) лежат средства производства, уровень их развития и специализации. Например, для производства “Газели” нужно потребление металла, резины, пластмасс, электроэнергии и т.п. Все это ГАЗ получает от смежников в рамках России или из-за рубежа. В обмен он направляет потребителям свои автомобили.

В рамках производительных сил общества люди, цеха, предприятия получают определенную техническую специализацию, разделяются на профессиональные группы: 1) фермеров, нефтяников, машиностроителей и т.п. – в зависимости от характера их труда; 2) рабочих, техников, инженеров, менеджеров и т.п. – в зависимости от соотношения физического и умственного труда.

Возникает профессиональная структура людей, предприятий, отраслей производства и технологические отношения между ними на определенной технетической (материалы, орудия, технология) основе. Профессионально-производственная структура общества – важнейший элемент социальной структуры обществ.

С развитием человечества состояние и соотношение субъективных и объективных факторов производственного процесса постепенно меняются. Общим законом здесь является, с одной стороны, усложнение качества (состояния) субъективных и объективных факторов производственного процесса, а с другой – возрастание роли субъективного фактора.

Это выражается в превращении науки в главную производительную силу общества. Этим, в частности, и характеризуется развитие человечества в его доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной эпохах.

Доиндустриальная стадия характеризуется преобладанием сельскохозяйственного труда; незначительным общественным разделением труда; орудиями труда, основанными на мускульной силе человека и животных; традиционными производственными знаниями, опытом, навыками, передающимися по наследству от поколения к поколению; автономностью развития технознания и производственного знания; производством традиционных материальных благ.

Индустриальная стадия развития характеризуется господством промышленности, основанной на машинном производстве и фабричной основе; мощным разделением общественного труда; современными орудиями труда; производственными знаниями, опытом, навыками, полученными в процессе массового производственного обучения; превращением науки в производительную силу общества; бурным развитием природознания и технознания; производством новых материальных благ (автомобилей, самолетов, телефонов и т.п.); резким повышением эффективности общественного производства в основных сферах общества.

Постиндустриальная стадия развития, в которую в основном вступили с последней трети XX в. США, характеризуется господством производства информации и сферы обслуживания среди других сфер общественного производства;

  • глубокой и всесторонней специализацией и кооперацией общественного труда;
  • автоматизацией и механизацией производственного процесса, превращением людей в его управляющих;
  • научно-производственными знаниями, опытом, навыками работников, полученными в институтах (образовательных и научных);
  • превращением науки в непосредственную силу общества, совершенствующую средства производства;
  • обновлением старых и производством совершенно новых материальных и духовных благ (компьютера, радиотелефона, электромобиля и т.п.).

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)