Происхождение государства и права и соотношение государства и права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно‑правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.

Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по‑разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право — явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Укажем теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теории происхождения государства

Теологическая теория (Аврелий Августин Блаженный 354–430 гг., Фома Аквинский 1221–1274 гг.): государство возникло по воле Бога. Патриархальная теория (Аристотель 384–322 до н. э.): государство есть результат разрастания семьи до рода, рода до племени и далее вплоть до государства.

Теория общественного договора (Г. Гроций 1583–1645 гг., Т. Гоббс 1588–1679 гг., Ж.‑Ж. Руссо 1712–1778 гг., Д. Дидро 1713–1784 гг., А. Н. Радищев 1749–1802 гг.): люди в целях обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство.

Органическая теория (Г. Спенсер 1820–1903 гг.): государство — это организм, где мозг — это правительство, право — передаваемые мозгом импульсы; низшие классы реализуют внутренние функции (жизнедеятельность), господствующие — внешние (оборона).

Теория насилия (Л. Гумплович 1838–1909 гг., Е. Дюринг, К. Каутский): государство является организацией победителей над побежденными.

Психологическая теория (Г. Тард 1843–1904 гг., Л. И. Петражицкий 1867–1931 гг.): государство — результат проявления свойств человеческой психики: потребность подчиняться, подражание и др.

Государство — продукт взаимодействия между сильными, активными личностями и пассивной массой, способной лишь к подчинению.

Марксистская теория (К. Маркс 1818–1883 гг., Ф. Энгельс 1820– 1895 гг., В. И. Ленин 1870–1924 гг.): государство возникает в результате деления общества на классы как выразитель экономических интересов господствующего класса.

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ.

Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации.

Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико‑правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется в следующих моментах:

  • в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
  • различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе — устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права — создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
  • взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
  • противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из‑под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют следующие модели взаимоотношений права и государства:

  • тоталитарная;
  • либеральная;
  • прагматическая.

Законность — это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами.

Принципы законности:

  • принцип единства;
  • принцип всеобщности;
  • принцип гарантированности основных прав и свобод человека со стороны государства;
  • принцип целесообразности;
  • принцип неотвратимости наказания.

Правопорядок — это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.

Принципы правопорядка:

  • государственное обеспечение правопорядка;
  • устойчивость;
  • формальная определенность;
  • системность.

От того, как человек воспринимает правовые нормы, зависит, будет ли он следовать им или нет. Сознательно соблюдать закон будут те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания, понимают необходимость и полезность законов для общества и для себя лично.

Общество крайне заинтересовано в том, чтобы большинство людей знали законы, уважительно относились к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо: соответствие законов общественным потребностям, юридическое просвещение населения, подготовка квалифицированных юридических кадров и т. д.

Правовое государство — организация государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенстве всех перед законом.

Идея правового государства сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Философское обоснование учения о правовом государстве связывают с именем Иммануила Канта, который определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

В идее правового государства можно выделить два главных элемента: свобода человека и наиболее полное обеспечение его прав, а также ограничение правом государственной власти. Правовое государство является наиболее эффективным способом организации общества и управления им.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)