Проблемы воспитания и образования в контексте социальной психологии

В современной науке не сложилось единой непротиворечивой теоретической системы о воспитании, основывающейся на данных возрастной, педагогической и социальной психологии в комплексе. Однако накопленные традиции позволяют обозначить основные направления изучения проблем воспитания и образования.

Во-первых, развитие ребенка в онтогенезе происходит всегда в обществе и в социуме. Начиная с момента рождения человек попадает в социально-культурную среду, во многом детерминирующую индивидуальный ход развития. Обычно на начальном этапе социальная среда представлена семьей.

Как правило, в дальнейшем контекстом развития ребенка, т.е. определяющим социальным фактором влияния, выступают те или иные социальные институты: ясли, детский сад, школа и др. И наконец, в юношеском возрасте, становясь на путь выбора профессии, личность попадает в различные образовательные учреждения. Таким образом, человек на всем пути своего развития находится в постоянном взаимодействии с другими людьми. Именно синтез возрастной, педагогической и социальной психологии позволит обеспечить это взаимодействие: научить ребенка общаться понимать окружающих, уметь репрезентировать себя, владеть различными навыками вербальной и невербальной коммуникации, отстаивать свое личное мнение, прислушиваться к мнениям других и т.д.

Во-вторых, знания каждого ребенка об окружающем его мире и обществе представляют собой достаточно структурированное, комплексное образование. Но таковыми они выступают только в том случае, если будет организован планомерный процесс трансляции подобных знаний со стороны взрослых, основанный на знании возрастных особенностей психики ребенка и учете его индивидуальности. Иными словами, будет найден индивидуальный подход в воспитании ребенка и обучении его тому, в чемсхожи все люди и чем они различаются, каковы причины того или иного поведения окружающих, как и почему произошло общество и пр.

Проиллюстрировать сказанное можно целым рядом экспериментов по пониманию личностных характеристик окружающих детьми разного возраста. При анализе описаний других людей
психологи обнаружили, что дети младшего возраста обращают внимание преимущественно на внешние характеристики человека (одежду, родственный статус, внешность и пр.), младшие школьники уже акцентируют черты характера, привычки, потребности, т.е. обнаруживают заметное усложнение восприятия окружающих. Дальнейшие описания отражают все большую долю внутренних психологических качеств человека. Таким образом, опираясь на обнаруженные закономерности, можно сознательно формировать и развивать у учащихся предпосылки последующего социального поведения.

В-третьих, описанные выше пункты в воспитании и образовании ребенка не найдут своей реализации, если он не овладеет речью. Ведь любая коммуникация, любое взаимодействие со сверстниками,
не говоря о взрослых, требует от ребенка навыков речеговорения. Совершенным атавизмом выступает все еще бытующее среди многих родителей и педагогов мнение о том, что «ребенок заговорит сам». Хотя овладение речью до недавнего времени считалось окончательно не изученным когнитивным процессом, с уверенностью можно констатировать, что в его основе лежит социальная деятельность. Конечно, высказанное утверждение не дает однозначного ответа на вопрос, как человек учится говорить, но призывает педагогов и воспитателей подходить к ребенку, предварительно воору­жившись знаниями социальной психологии.

В-четвертых, социальная включенность человека в общество, представленная на разных этапах его развития в онтогенезе с различными структурами: теми, с которыми он сталкивается ежедневно (родителями и родственниками, воспитателями, педагогами, одноклассниками, друзьями и пр.) и относительно отдаленными (другими народами, правительством, церковью и пр.), дает ему возможность
не только наблюдать за другими и понимать, как они взаимодействуют, но и учиться у них.

Зарубежные исследователи обнаружили, что дети Шотландии и Франции по-разному относятся к системе правил в школах. Так, шотландские школьники склонны считать, что учителя обязаны внедрять в школе правила поведения и субординации вне зависимости от того, как эти нормы воспринимаются учащимися (положительно или отрицательно). Французские школьники полагают, что учитель должен поступать справедливо независимо от того, что предписывают делать правила. Конечно, полученные результаты
отражают не только национальную идеологию стран, но и особенности функционирования разных школ. Однако они проливают свет на представления, характерные для обществ, представителями которых выступили испытуемые.

Таким образом, педагог имеет целый спектр возможностей организовать продуктивный педагогический процесс, зная закономерности функционирования и развития группы, организацию коммуникации между детьми и взрослыми, а также некоторые особенности национальной культуры учащихся.

Подводя итоги, следует отметить, что задачи, стоящие перед педагогическим процессом, можно разбить на несколько взаимозависимых блоков.

  1. Первый блок направлен на то, Ч Е М У необходимо научить ребенка определенного возраста, согласуясь с образовательной программой по различным дисциплинам.
  2. Второй блок раскрывает механизмы обучения, т.е. реализует процесс освоения учеником знаний, отвечает на вопрос: КА К научить школьника?
  3. Третий блок определяет задачи обучения и воспитания ребенка, выступающие в неразрывном единстве с содержанием учебного процесса; это ответ на вопрос: зачем учить и воспитывать?
  4. Четвертый блок направлен на социальное образование и воспитание подрастающей личности и решает те задачи, которые необходимо реализовать в период подготовки к новой, взрослой жизни: приобрести основополагающие знания об обществе, его устройстве, правилах и общественных нормах, общении и т.д.
  5. Пятый блок относится к огромному количеству психолого-педагогических проблем и вопросов, которые объединяются: КТО и КОГО учит, образовывает, воспитывает?
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)